Много ли человеку нужно для полного счастья? Наверное, не так много, как кажется на первый взгляд. Осознание того, то ты любим, нужен родным и близким тебе людям; тепло семейного очага, благополучие детей, родных; коллектив единомышленников-коллег, которые ценят и уважают тебя; работа, приносящая удовлетворение; спокойствие и мир в стране, которую считаешь и принимаешь всецело и безоговорочно своей Родиной. Нет счастливей человека, если Всевышний наградил его всем этим. Но самое ценное у человека – семья. Сначала та, в которой родился, а потом та, которую создал.
Мы, журналисты, за многие годы своей работы в СМИ писали и продолжаем писать о людях труда, о тех, кто годы жизни отдал производству, любимому делу, отдавал всего себя без остатка воспитанию молодого поколения казахстанцев; об известных личностях и рядовых тружениках региона, беззаветных, не думавших о том, что своим ежедневным трудом вносят свой посильный вклад в укрепление мощи родной страны; о семьях, где культивируется уважение к людям, к семейным традициям, духовным и нравственным ценностям. И ни у кого из нас, моих коллег, даже в мыслях не возникало желание «пропиарить» своих родных, хотя, как я знаю, многие из них достойны пера журналиста. Для нас принципиально важно было писать о других. Но сегодня, в канун Дня семьи, впервые отступая от своих принципов, я беру на себя смелость написать о своей семье, родителях, воздать должное людям, кто дал мне жизнь, образование, любил меня, наставлял, дал путевку в большую жизнь и готов был отдать свою взамен моей.
Я благодарна судьбе за то счастье, что родилась в многодетной семье, где родители любили, уважали и заботились друг о друге и делали все возможное, чтобы дети росли счастливыми. Я не припомню случая, чтобы мама повысила голос на папу или называла его по имени: «Эй, Сарсен!». Хотя мамы нет с нами уже три года, но до сих пор в моей памяти ее уважительное обращение к отцу: «Саке, балдардын экесі, отағасы». А папа называл ее ласково «Аққалаш» (маму звали Калампыр).
Счастлив тот ребёнок, который растёт на благодатной семейной почве, согрет и защищён, растет в семье, где чувствует себя в безопасности. Я без ложного пафоса, сегодня, с высоты своих лет, не постесняюсь сказать: «Мое детство, как и моих братьев и сестер, действительно было счастливым и золотым. И это все благодаря моим родителям, кто свою семью превратил в крепость для своих детей, стал им защитой, помощью, опорой!».
Именно семья является главным источником воспитания ребёнка. Многим нынешним молодым родителям хотелось бы напомнить, что только добрый, достойный пример отца и матери, их взаимоотношений друг с другом может дать добрые всходы, что только от их убеждений, принципов, от уровня их нравственности, от того, какая атмосфера в семье, зависит, каким вырастет завтра их ребенок. И, конечно, от того, чувствует ли ребенок их любовь к себе.
Любовь же мамы и папы к нам была безусловной! И для них были важны не только материальные аспекты жизни и воспитания их детей – обуты ли, одеты, накормлены ли они, – но и духовные, за что я им очень благодарна. Я помню, как папа, каждый раз, возвращаясь из командировок, привозил нам не только сладости или только-только входившую в моду одежду. Наше поколение – родом из СССР, все республики тогда были открыты, и каждый желающий мог спокойно съездить-слетать по Союзу, так и отец наш часто бывал в командировках. Однажды папа привез из Москвы мне книгу
Олжаса Сулейменова «АзИя» – книгу, которая в те годы была запрещена цензурой (кстати, американский журнал «Проблемы коммунизма» в 1986 году назвал «АзиЯ» в числе немногих книг, подготовивших перестройку, второй после «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына). Я, учившаяся в те годы в седьмом-восьмом классах, конечно, понятия не имела, что это за книга, почему ее запретили, за что ее автора подвергли жесткой литературной критике. Лишь помню, как папа был на седьмом небе от счастья, что удалось-таки из-под полы достать книгу, столь значимую для него, произведшую фурор в союзном масштабе, и что ее прочитает его дочурка (я была старшей из детей и он очень меня любил, старался расширять мой кругозор, привозя ото всюду дефицитные в те времена книги). А его любимица только на старших курсах в институте, вновь перечитав книгу (и не раз), поняла глубинный смысл произведения.
Действительно, верно сказано, что именно семья формирует пространство для развития творческих сил и индивидуальных способностей! Папа очень любил читать, особенно исторические материалы (у него феноменальная память, и до сих пор, а ему уже 81 год, продолжает читать книги, газеты) и любовь к чтению привил всем своим детям. Помню, мы с ныне покойным братом Жамбулом читали книги взахлеб, соревнуясь, бегали в нашу поселковую библиотеку. Какие конструкторы отец покупал Жамбулу, и тот, умничка, мастерил из них немыслимые вещи, которые можно было смело отправлять на выставки! Благодаря папе брат увлекся историей и особенно географией. Не глядя на карту мира и стоя к ней спиной, мог указкой найти любое, даже крохотное государство, речушку, залив. Но стал следователем, – пошел по стопам отца, в правоохранительные органы. Был очень умным и в то же время настолько скромным, что о том, что, работая в прокуратуре, был удостоен нагрудного знака и звания «Лучший следователь Казахстана», мы узнали только после его смерти, когда перебирали его бумаги и нашли среди них документы, удостоверяющие его заслуженную награду. Это уже мамина черта – немногословность, степенность, скромность.
А я благодаря папе стала той, кто я есть сегодня – именно он подвиг меня отправить первые свои школьные репортажики, статейки о школе, друзьях в журнал «Пионер». И хотя я после окончила литфак, работала в школе, в райисполкоме, но, как говорят, от судьбы не убежишь, так и пути-дороги моей жизни все же привели меня в журналистику.
Недаром говорят, что ядром всех отношений, которые царят в семье, является любовь. Я совершенно далека от мысли о том, чтобы идеализировать нашу семью. Но жизнь каждого из нас с самого рождения была действительно наполнена любовью, красотой и уютом, которые мама с папой создавали для нас, детей. Но вместе с тем и требовали они с нас по полной программе: готовы ли уроки, в каком состоянии наши портфели (в те годы не было ранцев), дневники проверялись каждый день.А какой лоск и порядок мы наводили дома, чтобы удостоиться похвалы мамы – «умница, молодец!». И упаси Господь, когда учились в старших классах,чтобы мы не вернулись домой, как штык, в девять вечера после просмотра фильма, начавшегося в клубе в семь часов! И так было во многих других семьях: такие были в наше время нравы и воспитание – послушание и уважение к родителям, которые были для детей центром мироздания.
Двери нашей квартиры никогда не закрывались, и кто только не гостил у нас: и артисты Гурьевского драмтеатра имени Махамбета Утесинова, и знаменитости из Алма-Аты, и прокуроры, судьи всех рангов и чинов, и конечно, родственники! Папа работал в органах внутренних дел, был одним из первых милиционеров Жетыбая. Вместе с покойными ныне Айдарханом Бисеновым, Рахимбергеном Кульжигитовым, Бердыгожой Имашевым стоял у истоков поселковой милиции. Даже среди ночи, когда отец задерживался на работе с коллегами, прибывшими из района, области или столицы, стоило ему позвонить домой и сказать: «Аққалаш,«шыж-пыж» (имея ввиду ужин для гостей), мама встречала гостей без тени неудовольствия, приветливо, с накрытым дастарханом. И родственники, и папины друзья, коллеги любили маму – за нрав, улыбчивость и скромность и также ласково называли «Аққалаш».
Мама, в отличие от импульсивного отца, была степенной, немногословной и очень мудрой женщиной. Светлокожая, наделенная природой какой-то неимоверно благородной красотой, с тяжелыми черными косами, она, казалось, светилась изнутри, и свет ее любви согревал нас всех. Часто видела пророческие сны. Помню, однажды утром мама сказала папе: «Саке, человека, которого ищет милиция, найдешь в бараке. Определишь его по фуфайке. Езжай по горячим следам прямо сейчас в геофизику». (В те годы Жетыбай был разбит на пять компактно застраивавшихся секторов – новостройка, КОС, автобаза, казах-аулы и геофизика, в бараках которой раньше жили геофизики, проводившие разведку недр жетыбайского куста). Папа, всегда прислушивавшийся к ее советам, незамедлительно выехал на мотоцикле (о! знаменитый транспорт оперативников прошлых лет – трехколесные мотоциклы с люлькой марки «Урал») в район геофизики. Здесь, действительно, у одного из бараков на бельевой веревке висела фуфайка с застиранным пятном. Дело в том, что в Жетыбае произошло небывалое ЧП – днем ранее некто (даже язык не поворачивается назвать таких негодяев людьми!) изнасиловал пятилетнюю дочурку начальника ОРСа «НГДУ «Жетыбайнефть». На поиски преступника были направлены все силы поселковой милиции. Этот негодяй и оказался владельцем фуфайки, пятна крови ребенка на которой он тщетно пытался отстирать. Отец, пройдя в общежитие, пригласил незнакомца проехать с ним в отделение милиции, якобы, для сверки документов, мол, он, как участковый поселка, обязан этим заняться по долгу службы. В отделении и опознала ничего не подозревавшего педофила малышка, которую мать привезла в милицию. После семья уехала в Россию, где девочка проходила лечение-реабилитацию, и очень надеюсь, что судьба у нее сложилась удачно и счастливо. Ну, а папе было присвоено внеочередное досрочное звание лейтенанта. Благодаря маме.
Службу отцу пришлось оставить из-за производственной травмы – один из рецидивистов, которого ему удалось настигнуть в ходе преследования, ударил его по голове тяжелым свинцовым кастетом. Я помню, как папу с забинтованной головой (даже через бинт сочилась кровь) врачи скорой помощи привезли домой – лечь в больницу на лечение отец отказался наотрез, и на следующий день, не долечившись, вышел на работу. Но с годами тяжелое сотрясение мозга дало свои последствия, и отец, получив инвалидность, вынужден был уйти на покой.
Милиционеров времени становления нашего края отличали преданность своему делу, верность и искреннее служение народу, огромное трудолюбие,
честность и неподкупность. Помню, однажды папе передали несколько штук отборных красных рыбин. Так мама выбросила их через забор, а папа, вернувшись с работы, одобрительно хмыкнул: «Правильно». И все, инцидента будто и не было.
Дело жизни отца продолжила одна из четырех его дочерей – Сауле. Долгие годы она возглавляла пресс-службу ДВД области, выезжала с оперативниками на рейды, освещала на телевидении и в газетах нелегкую службу стражей правопорядка. Ушла на заслуженную пенсию в звании подполковника полиции. По стопам папы пошел и младший его сын, Манас.
Как знать, возможно, традиции семейной династии в будущем подхватят и продолжат внуки, правнуки…
Вспоминая свое детство и проводя параллель с нынешней молодежью, часто задаюсь – риторическим – вопросом: а много ли сегодня семей, которые могут похвастать отзывчивостью детей или тем, что их дети часто ходят в библиотеки? Увы, нынешние подростки днями и ночами напролёт сидят «В контакте», забывая о сне, о времени, о еде и обо всех «второстепенных» делах вроде тех, что помочь родителям по хозяйству, приготовить ужин. Порой с боем приходится заставлять их выносить мусор из квартиры. Знакомая картина, не правда ли? Подростки с головой погружаются в виртуальный мир, теряя ощущение реальности, сажая зрение, игнорируя домашние задания, духовно деградируя. Интернет заменил им живое общение. Даже друзей сегодня легко найти, лишь нажав клавишу. Многие допоздна пропадают в ночных клубах. Такие ценности как невинность, благопристойность, уважение к женщинам, дон-кихотство со стороны парней, а часто и со стороны девушек, сегодня уже «не модны», стали анахронизмом. А ведь семья, духовно-нравственные традиции всегда занимали ключевую роль в культуре любой нации, наших мам и пап, дедушек и бабушек, наших предков. Этому надо учить молодежь, чтобы вконец не потерять многовековые традиции народа, чтобы нам не было стыдно за детей…
P/S: Наверное, нужно сказать, что благодаря нашему главному редактору Наталье Григорьевне Бутыриной, которая настояла на том, чтобы я написала о родителях, и состоялся этот очерк. Я словно вновь «окунулась» в годы моего золотого детства. Ну, и, конечно, не удержалась от слез, вспоминая маму – родную, любимую. В трудные для нас минуты мама приходит к нам во сне, будто посылает свет своей любви и поддержки, и, поверьте, становится намного светлее и легче.