В семье закладываются качества человека и гражданина, его представления о жизни. И уже ничто не сломит, не свернет юношу с правильного пути, если был у него наставник и друг, отец, жизнь которого на долгие годы послужит примером, а каждое слово вспомнится сыну, как завет. И станет дочка любящей женой и ласковой матерью, если будет гореть в ее сердце искорка доброго семейного очага, зажженного ее бабушкой, мамой… От чистого истока родной семьи пусть течет, бурлит, разливается тихой гладью незамутненная речка нашей жизни…
Трогательные, проникновенные слова посвящает своим родителям автор книги «Поговори со мной, Отец», размышляя о семье, традициях, роли каждого в этой ячейке общества. Пробой пера называет он свою книгу, но в ней каждое слово рождает отклик в душе читателя, ибо нет человека, который пришел бы ниоткуда и ушел в никуда. Связь времен, эстафета жизни, наше прошлое и будущее – это наша семья, наши близкие.
Я есть, я помню, я завещаю… – таково кредо, суть каждого человека, и об этом книга нашего земляка, современника Марата Коркитовича Байзакова «Поговори со мной, Отец». Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги.
Начало начал
« Ни один мужчина не сможет стать хорошим отцом,
если он не научится понимать своего отца».
(Торнтон Нивен Уайлдер).
Однако ни один сын не может с уверенностью и предельной честностью сказать, что знает своего отца, поэтому попытки узнать хоть какие-либо грани своего родителя являются частью сыновнего долга. В этом состоит неоплатный долг перед поколением отцов. Отец – это первый учитель в постоянной жизненной школе воспитания души, Он был мерилом, которым мы определяли и измеряли правоту наших мыслей и праведность поступков. Учитель выпалывает сорняки в омраченном разуме и дает взрасти чистым всходам, открывая доступ лучам просветления. Отец – это неутомимый проводник по туманным тропам и скользким кручам жизни, ведущий в миры все более высокие. А в высшем мире царит закон: отдавать и служить. Отец говорил: «Счастье не в том, чтобы брать; счастье в том, чтобы давать». Я поздно начал понимать, как много дал мне мой Отец, и очень жалею, что не всегда слушался его наставлений. Когда я думаю об Отце, приходит удивительное и странное чувство: чем дальше он от меня по времени, тем ближе в мыслях, и чем дальше его образ, тем он становится крупнее, то же самое происходит, когда я думаю о Матери. Мне казалось, что ребенок привязан к своим родителям в раннем, юношеском, может быть, чуть во взрослом возрасте, но, оказывается, чем больше ты живешь, тем больше ты думаешь о них и скучаешь по ним, соизмеряешь свои шаги, насколько они правильны. Какие бы прекрасные фразы не сказал сын во время похорон Отца, они прозвучат запоздало и не будут услышаны тем, кому предназначались. А в сердце сына останутся горечь и раскаяние… Видимо, сын, еще при жизни Отца обязан говорить идущие от сердца слова, благодарить Отца, учиться у него, почитать его, и все равно после ухода родителя из жизни останется чувство вины и ощущение чего-то недосказанного, чего-то очень важного, самого последнего слова.
Отец очень мало говорил с нами о жизни, почему? Почему мне невдомек, с какими главными мыслями прожил Отец свою жизнь. Послесмерти отца, когда передо мной стоял вопрос выбора, отчасти гамлетовского «быть или не быть», не всегда находил правильные ответы, а потому искал совета, и в силу своей доверчивости порой приходилось слушать не совсем порядочных людей и набивать большие шишки на голове. И тогда, и сейчас мне не хватает мудрых слов отца.
А иногда и вовсе не знаешь, во что надо верить? В книгах пишут, что верить надо в то, что прошло испытание временем. Какие-то традиционные законы, разумеется, устарели, но нельзя забывать, что многое в религиозной морали сохраняет свою значимость для человека. Так, Иисус учил сочувствию к бедным, любви к ближним и даже врагам, призывал к прощению, миролюбию, смирению. Мухаммед подчеркивал милосердие, которым Аллах правит миром, и призывал к братству. Буддизм учит непротивлению злу, дружелюбию и самоотречению, необходимому человеку. Лао-Цзы учит, что неэгоистическое поведение в итоге приносит больше счастья, чем эгоизм. Конфуций верил в доброжелательность и альтруизм и т.д., и, конечно, надо верить родителям. Также пишут, что справедливость, смысл жизни, доброту нужно рождать самому, ни на кого не перекладывая, как мать не перекладывает роды своего ребенка. Наверное, так! Во многих мудрых книгах пишут, что человеку на земле дается испытать всего понемногу: радости и горя, гнева и спокойствия, обид и прощения, власти и рабства, унижения и гордости, знаний и невежества, неволи и свободы. И еще, мне кажется, если человек не прошел эти испытания в молодости или во взрослой жизни, то придется столкнуться с ними в старости. Вероятно, от реакции человека на подобные испытания зависит его земная судьба. Но пишут, что и в земной жизни, человеку даются шансы на исправление уже сложившейся судьбы. И вот тогда-то многие и слепнут, не умея разглядеть знак, вдобавок еще и глохнут, не желая слушать предостережения внутреннего голоса. Недаром казахи говорят, что, иногда приходящие гости несут с собою знамения, и что из сорока гостей один может оказаться святым Кыдыром. Казахи, давая благословение (бата) своим родным и близким, желают, чтобы Кыдыр ата помог им в дороге:«Жорытқанда жолын болсын, Қыдыр ата жолдасын болсын».
Помню, во время моей учебы в Уфе, в нефтяном институте, Отец писал мне очень теплые, содержательные письма. Отец всегда умел ценить и хранить слово, сказанное искренне, от души. Казахи говорят, что у слов, есть душа, собственная энергетика. Аура слов, как и у людей, бывает светлой и темной, чистой и грязной, горячей и холодной, дружелюбной и агрессивной, и поэтому, видимо, нужно очень осторожно обращаться со словом. Ведь каждое слово имеет множество уровней понимания. Поэтому иногда лучше помолчать, чем что-то говорить невпопад. «Учи своих детей молчать, говорить они научатся сами» – не зря сказано, еще у Расула Гамзатова есть на эту тему изречение: «Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить и 60 лет жизни, чтобы уметь держать язык за зубами».
Когда Отец покинул землю и отправился к своим предкам, и потом чуть позже, когда мой возраст уже подходил к пятидесяти годам, я стал задаваться вопросами: «Кто же мои предки? Где они жили? Где похоронены? Как служить их памяти? Как сделать так, чтобы дети и внуки, когда у них появится желание узнать про своих предков, не столкнулись бы с трудностями?». Я стал искать могилы предков, расспрашивать родных, знакомых, об Отце, о дедушках, бабушках и других родственниках. Найдя могилы дедушек и бабушек, мы обновили их вместе с братьями и родственниками, провели в их честь поминки…
… Когда я начал писать эту книгу, часто срывался, «рука не шла». Говорят, что режиссер должен умереть в актере, т.е. воплотиться в его действия, так и писатель, когда пишет книгу, вживается в роль своего героя, а мой герой – мой Отец – личность неординарная, трудная. И тут я стал понимать, как ничтожно мало я знаю об Отце, про его жизнь, про его детство, юность, и стал жалеть, что при его жизни я не использовал и миллионной доли того, что было даровано судьбой. Нам всем всегда не хватает последней минуты для прощания с Отцом. Мы долго еще не можем понять высоты их духа, еще не способны оценить в полной мере их мужество. Они жили среди смертей, но не теряли жизнелюбия, сочувствия к ближним, а мы живем в мирные дни и черствеем душой, сознавая это, но ничего не делая для того, чтобы пробудить в себе милосердие. Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие.
Помню…
Смутно помню последнюю ночь, когда я был с Отцом в больнице, это было с 27 на 28 марта1979 года, а уже следующей ночью, с 28 на 29 марта, Отец впал в кому. Спешно привезли маму из поселка Чкалово. Под утро Отца не стало...
И вот Отца уже нет…, но, видимо, так устроен человек, что не сразу это понимаешь, осознаешь всю глубину, необратимость случившегося. Только по истечении времени осознаешь, что Его уже действительно нет. Перед глазами всплывают обрывки воспоминаний о Нем.
Отца я помню примерно с пяти лет. В моей памятиосталось, как мы с бабушкой Марьям, в 1957 году плыли на пароходе из Есбола (ранее Кулагино) в Сарайшик, в том году было сильное наводнение, дороги все размыло и приходилось добираться по реке Урал на пароходе. Помню, все были заняты борьбой с наводнением, особенно мама, она выдавала пустые мешки для песка на строительство оборонительного вала. Мама работала заведующей складом, а отец – заместителем председателя правления рабочего кооператива.
После, когда я остался жить в Сарайшике, мы с братом Максутом учились в начальной школе. В Сарайшике у нас был большой двор, и в наши обязанности входило содержать двор в чистоте, приносить воды в дом (воду мы носили с реки Урал), кроме того, мы должны были обеспечивать дровами и сеном, которые мы косили и рубили на другом берегу Урала. Вот так нас воспитывал Отец, приучая к труду. Конечно, в то время мы были не совсем довольны, но, видимо, суровость воспитания в дальнейшем помогла нам быть физически сильными, выдерживать жизненные перипетии и, как говорят, держать удар, ценить саму жизнь и знать, что жизнь изменчива.
Отец любил одеваться в полувоенную форму: плащ-накидка или кожаный плащ, штаны-галифе, на голове армейская фуражка. Помню, у него были хромовые сапоги, мы чистили их до зеркального блеска, а бурки чистили зубным порошком до белизны.
Отец очень любил лошадей. Порой он чувствовал себя неважно и лежал в постели, но узнав, что пригнали очередную лошадь, тут же вставал, чтобы посмотреть ее. Отец всегда готовил лошадей к конным соревнованиям, в то время эти соревнования проходили часто: седьмого ноября, первого мая, девятого мая, в День работников сельского хозяйства и т.д. Готовить лошадей к скачке – это огромный труд и большая наука. Помню, у нас во дворе была какая-та подсобка, где стояла печь, и разогретую бегом лошадь вводили в эту подсобку, где было жарко как в бане. Лошадь укрывали несколькими попонами, и отец то ли ложкой, то ли пальцем пробовал пот, катящийся градом с лошади, до тех пор, пока солоноватый пот не становился пресным или почти пресным. Но на этом процедура не заканчивалась, нужно было постепенно снимать попоны, оставляя одну, после чего лошадь целый день стояла в стойле. Обычно Отец готовил пару, а иногда и трех лошадей, и это была его, своеобразная фишка. Лошадей начинали готовить за 3-4 месяца до конных соревнований, и такие процедуры проделывали несколько раз, попеременно тренируя их то на длинные, то на короткие дистанции. Одна из таких лошадей готовилась на призовое 1-ое место, а другие должны были помочь ей в этом, не подпуская к ней соперников. Когда к нашей лошади, метившей на призовое место, приближалась лошадь соперника, в игру включались другие наши лошади, их охватывал азарт соревнования, в конечном итоге лошадь соперника уставала, а наша призовая лошадь, бежавшая позади, вырывалась вперед и занимала лидирующую позицию. И вот, когда на скачках наша лошадь приходила первой, радости отца, как и нашей, не было предела. Тогда призы не были такими ценными как сейчас, и Отец, добавляя свои деньги, раздаривал их (так называемый саркыт). Мы с братом, участвуя в этих соревнованиях, вкусили радость победы, с переменным успехом занимая призовые места.
Его путь
Весь груз своей жизни Отец нес сам, не перекладывал на чужие плечи, а груз этот был тяжел. Родился Отец в 1912 году в поселке Орлик. Свою трудовую деятельность начал в 1929 году, 17 летним подростком, работал рабочим в рыбной промышленности, в 1930-1941 годах работал секретарем профсоюзного комитета в овцеводческом совхозе Эмбанефть, а затем в комитете комсомола Индерского (ранее Испульского) райкома, в Жилойском (ранее Эмбинском) районе и на других предприятиях Атырауской(ранее Гурьевской) области. В армию Отец был призван в июле 1941года из Жилойского района. Победив врага, Отец вернулся на родину в мае 1946 года и сразу же включился в работу, стал работать главным бухгалтером финансового отдела Испульскогорайона, а затем и заведующим. В 1947-1952 годах, заведующим финансового отдела, председателем планового комитета в Махамбетском районе, в 1952-1956 годах – секретарем партбюро совхоза Чкалова, председателем сельского совета поселка Сарайшик. В 1956-1957гг. Отец руководил отделом кадров совхоза 1 Май. Когда Отец вышел на пенсию, он занялся обустройством парка в поселке Чкалово. Несмотря на возраст, в жару он сам сажал деревья, поливал, ухаживал за ними, как за малыми ребятами. Сейчас парк разросся, в нем построили школу и поставили мемориал односельчанам, не вернувшимся с войны.
Отец ничего не рассказывал нам о войне, хотя ему наверняка было что рассказать. Парнишкой с аула, закончившим семь классов, в 1941-1946 годах участвовал он в Великой Отечественной войне. Начал рядовым солдатом в июле 1941 года и дослужился до звания старшего лейтенанта, командовал взводом, ротой, был награжден орденами Красной звезды, Боевого Красного Знамени, не говоря уже о большом количестве медалей, благодарственных грамот, писем и т.д. Во время войны он получил два тяжелых ранения, но после лечения в госпитале, вновь возвращался в боевой строй. Так, в наградном листе, при представлении к ордену Боевого Красного Знамени, командир 1050 Стрелкового Сталинского полка, подполковник У. Гумеров написал следующее: «Лейтенант К. Байзаков проявил личную смелость, мужество и отвагу, решительным броском ворвался в расположение противника, уничтожив при этом, еще 25 фашистов и овладел противотанковым рвом, тем самым все контратаки противников были отражены». Смелые действия отца и взвода, находящегося под его руководством, также были отмечены: «при форсировании реки Днестр, когда, несмотря на сильный артиллерийский минометный огонь противника, уничтожил одну и подавил две огневые точки». За смелые и отважные действия, за умелое командование Отец был представлен к ордену Красной Звезды. И при всем этом ни одного слова о войне...
* * *
Сегодня Марат Коркитович, автор книги о своей семье, сам глава большого семейства, а имя его известно среди нефтяников Казахстана. В 1975 году он окончил Уфимский нефтяной институт, по специальности горный инженер. В 1992 году окончил аспирантуру Уфимского нефтяного института, кандидат технических наук, член Член-корреспондент Академии минеральных ресурсов Республики Казахстан; Вице-президент казахстанской секции Международного Общества инженеров-нефтяников (SPE). При его непосредственном участии бурились скважины на нефтяных месторождении Каламкас, Каражанбас, Елемес, Еспелисай и другие. С 2001 по 2002 годы работал Генеральным директором совместного предприятия «Адай Петролеум Компани (ФИОК «Роснефть)». С 1998 г. По 2004 г., – президент «КазНИГРИ». В 2004 году был назначен Генеральным директором ТОО «Компания Аташ» (совместное предприятие «КазМунайТениза» и «Лукойла»), где проработал до 2012 г. С 2012 года по настоящее время работает в АО «КазНИПИмунайгаз».
Добрый путь его книге и больших творческих успехов автору.