Если перевернуть страницы истории вспять и вернуться в годы освоения Мангистау, то с полным правом можно утверждать: дружба представителей разных народностей, проживающих сегодня одной большой семьей на Мангистау, восходит корнями к тем далеким годам. Прибыв много лет назад по комсомольским и партийным путевкам на стройку века, как называли Мангышлак в ту далекую пору, они плечом к плечу с казахами возводили заводы, промышленные объекты и жилые дома, прокладывали дороги, строили населенные пункты, открывали новые месторождения, в неимоверно тяжелых климатических условиях региона добывали «черное» золото края. Почти все они навсегда связали свою судьбу с Мангышлаком. И не важно, украинец ли, русский ли, дагестанец, осетин, чеченец, татарин, башкир ли, кореец, сегодня каждый из них по праву считает Мангистау своей родиной. Один из них – ветеран нфетяной отрасли Виктор Евдокимович Прокофьев, отдавший нефтяной отрасли полвека.
...Весна 1972 года. Виктор Прокофьев, начальник вышкомонтажной конторы объединения «Мангышлакнефть», со своим коллегой Иваном Маржавиным, директором Жетыбайского управления буровых работ, выехал на промыслы Жетыбая. Снизив скорость у перекрестка, где стояло небольшое зданьице ГАИ, Иван Иванович вдруг встрепенулся:
– Кстати, Виктор, я чуть было не забыл: Джуламанов просил нас с тобой заехать к нему. Сказал, что разговор предстоит серьезный.
– Ну, так в чем же дело? Едем в управление. Раз приглашают, совершим визит вежливости, – пошутил Виктор Евдокимович. Ему самому хотелось познакомиться с человеком, о котором много слышал. А тут представляется Его Величество Случай.
В кабинете начальника НГДУ «Жетыбайнефть» навстречу им поднялся представительный мужчина, которому на вид не дашь больше сорока лет. Обаятельный, располагающий к себе, с густой шевелюрой вьющихся темных волос, с улыбчивыми глазами. Широким жестом пригласил гостей пройти в кабинет. Радушно предложил прибывшим прохладный шубат. Затем приступил к делу.
– Из общего цикла строительства скважины на вышкостроение и бурение уходит целых два месяца. Это, конечно, большие сроки, расточительные для производства. Нам нужно сократить и цикл строительства монтажа буровой установки, и цикл бурения. Вы, Иван Иванович – буровик, Вы, Виктор Евдокимович – вышкомонтажник. Давайте подумаем вместе и найдем пути решения этого вопроса, – обратился к коллегам руководитель управления, предложил изыскать возможности сокращения цикла монтажно-буровых работ.
Как помнят буровики, в те годы на жетыбайских и узеньских промыслах даже средние буровые станки БУ-125 БЭ (буровой станок грузоподъемностью 125 тонн на электрическом приводе) устанавливали от восемнадцати до двадцати дней (демонтаж–транспортировка–монтаж). Затем следовали подготовительные буровые работы на новом месте, и только после этого буровики приступали к бурению, процес которого занимал еще полтора месяца. В общей сложности на весь цикл работы уходило два с половиной месяца.
В то время Виктор Евдокимович Прокофьев как раз-таки работал над проектом сокращения сроков монтажа бурового станка, чем и заинтересовал Джуламанова.
– Кенес Дуйсенгалиевич, я работаю над этим вопросом и думаю, что мы сможем сократить время вышкомонтажных работ с восемнадцати дней до четырех-пяти за счет изменения последовательности монтажа и укрупнения блоков бурового оборудования. Работая по старой технологии, мы сначала демонтируем насосный блок оборудования, после переходим к демонтажу вышечно-лебедочного блока и приемного моста. По новой технологии работы необходимо демонтировать блоки станка в обратной последовательности. Первый демонтированный блок сразу же, не дожидаясь демонтажа очередного, перевозим на новое место установки оборудования и тутже его монтируем. Затем, как только подвезут следующий блок, сразу же устанавливаем его. И таким же образом один за другим монтируем очередные блоки, последовательно снимаемые с прежнего места станка. Практически, работы не останавливаются ни на старой точке, где демонтируется оборудование, ни на новой, где уже идет монтаж станка, – ознакомил он начальника НГДУ «Жетыбайнефть» со своим проектом.
Джуламанов, приглашая к сотрудничеству буровиков и вышкомонтажников, не ошибся в выборе деловых компаньонов: тандем нефтедобытчиков и вышкомонтажников породил эффективное решение новых путей активизации работы и поиск новых методов, что в итоге сказалось на форсированном освоении скважин. Да еще как! (Нужно воздать должное Кенесу Джуламанову: и в дальнейшем, работая уже заместителем генерального директора объединения «Мангышлакнефть», как куратор вышкомонтажников, он всячески будет поддерживать их нововведения, Ранее он работал в Министерстве нефтяной промышленности СССР, где курировал нефтеотрасль Мангышлака, всячески содействуя развитию края).
Как только вышкомонтажники области получили разрешение от союзного ведомства на реконструкцию вышечного блока, они изменили последовательность цикла, что в два раза уменьшило сроки монтажных работ. Практически, – до четырех с половиной дня! А следом буровики сразу приступили к буровым работам. Небывалый случай в истории нефтяной промышленности союзного ведомства! Это был рекорд, поставленный нашими вышкомонтажниками, который будет взят на вооружение коллегами всего Союза. На базе Мангышлакского вышкомонтажного управления Министерством нефтяной промышленности СССР была создана школа передового опыта, куда приезжали специалисты со всех уголков страны – из Сахалина, Баку, Грозного, Татарии, Тюмени, Сибири, Эмбы. Вышкомонтажники, прибывавшие на Мангышлак для перенятия передового опыта, работали по привычной схеме и имели дело с таким же оборудованием-махиной. Поэтому никто из них не верил, что такое возможно – в рекордно короткие сроки произвести демонтаж и монтаж бурового оборудования. Виктор Евдокимович со своей командой демонстрировал весь процесс тутже на промысле. Прямо на глазах у делегации нефтяников из Сахалина и Сибири был установлен семичасовой рекорд (с транспортировкой оборудования на расстоянии более километра). И буквально следом, через восемь-девять часов буровики пробурили скважину. Эффективность внедрения в производство нового метода работы была налицо! Новый метод впервые был пробован и внедрен на жетыбайских промыслах в 1972 году.
...Середина семидесятых – время бурного освоения Каламкаса и Каражанбаса. Тут уже работа, что называется, развернулась вовсю. Рационализаторское новшество, способствовавшее значительному сокращению сроков нахождения бурового станка в демонтаже, все более совершенствуется и внедряется на всех месторождениях Мангышлака. Практически, буровое оборудование работает без простоев. Авторами этих проектов стали Прокофьев и старший инженер производственного отдела вышкомонтажной конторы Вишняков. У самого Прокофьева за плечами – огромный опыт работы в вышкомонтажной отрасли на Севере и в Ставрополье.
При обустройстве каламкасских месторождений вышкомонтажники пошли еще дальше. Промыслы Каламкаса, как помнят ветераны-нефтяники, стояли буквально на топях, как нефтепромыслы Татарии. Месторождение периодически заливалось нагонными волнами моря, и здесь уже нужно было руководствоваться совершенно другими методами работы, применительно к условиям местности. В 1994 году здесь построили шестнадцатикилометровую защитную от нагонных вод моря дамбу, после чего работать стало намного легче. Совместно с Московским институтом «ВНИнефть» специалисты вышкомонтажного управления разработали новую установку БУМ (буровая установка модернизированная). Это был модернизированный вариант бурового станка БУ-125 БЭ. Теперь уже обходились без монтажно-демонтажных работ: готовое буровое оборудование, установленное на железнодорожных платформах, передвигалось от одной скважины к другой, соединенных между собой рельсами. За это рационализаторство Константин Шишин, заместитель директора объединения «Мангышлакнефть», Виктор Прокофьев, начальник вышкомонтажного управления и Владимир Вишняков, старший инженер производственного отдела управления, были удостоены соответственно золотой, серебрянной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. Новый метод работы значительно сократил монтажные работы, бурение на месторождениях развернулось вовсю, что сказалось на темпах добычи нефти. И вновь опыт мангистаусцев взят на вооружение буровиками и вышкомонтажниками всего Союза!
Еще один новый метод работы явился детищем производственно-творческого тандема. Вследствие вводимых один за другим буровых на открывавшихся месторождениях, график работы нефтяников был очень сжат, и они вынуждены были выходить на работу даже в выходные дни. Люди не имели возможности нормально отдохнуть. Таким положением дел было озадачено все руководство производственного объединения «Мангышлакнефть». Скользящий метод работы, предложенный Проковьевым и вскоре внедренный в производство, был эффективным и крайне безопасным с точки зрения охраны труда и техники безопасности. Если раньше людям приходилось ежедневно, практически без выходных, выезжать на промыслы с шести часов утра, то теперь новый метод работы позволил бригадам работать в щадящим режиме. Бригады делились на три звена, каждое из которых укомплектовывалось необходимыми специалистами. Звенья бригады сменяли друг друга, и люди получали прекрасную возможность выходить в свою смену через два дня.
Как помнится, в 1998 году на Мангышлаке большими темпами велось строительство буровых на месторождениях. Коллектив вышкомонтажников, руководимый Виктором Прокофьевым, только за один год построил 485 буровых. В том числе на Каражанбасе – около 80, на Каламкасе – около 200.
Сегодня нефтяная отрасль региона является локомотивом казахстанской экономики. Нефтегазовая промышленность Мангистау обеспечивает значительную часть национального валового продукта, львиную долю валютных поступлений в страну, налоговых поступлений в бюджет, на выполнение социальных программ и развитие инфраструктуры. И в этом – огромная заслуга людей, отдавших становлению и развитию Мангышлака, названного полуостровом сокровищ, все свои знания, силы, годы жизни. В их ряду по праву стоит Виктор Евдокимович Прокофьев. Самоотверженный труд на благо страны таких как он – достойный пример для подражания молодым поколениям нефтяников.