Уверена, на Мангистау нет ни одного человека старшего или среднего поколения, кто не знал бы Бориса Александровича Иванова – ветерана мангистауской журналистики, стоявшего у истоков нынешней областной телерадиокомпании.
Человек-эпоха, человек-легенда. Мастер-виртуоз своего дела, Познер нашей журналистики, как между собой называли его коллеги. Эрудит, оптимист, жизнелюб, замечательный товарищ. Таким остался он в памяти всех тех, кто знал его, кто работал с ним.
В одной связке с наставником
Таким остался он и в моей памяти. Мой строгий учитель и замечательный наставник. Борис Александрович со свойственным ему даром убеждения «перетянул» меня в начале 90-х годов в областную телерадиокомпанию с ведомственной газеты «Каспийский меридиан», где я начинала свои первые шаги в журналистике. Он таскал меня с собой на все встречи, мог, внезапно прервав свое интервью с собеседником, передать мне микрофон и сказать: «Продолжай». Говорят же, спасение утопающего – дело рук самого утопающего, и я, молодой журналист, от неожиданности начинала нести что угодно, что в голову взбредет, лишь бы не вынудить наставника выключить микрофон и ждать, пока я соберусь с мыслями. Борис Александрович молча кивал головой, поддерживая молодого коллегу при посторонних, тактично направлял в струю беседы, а в редакции, слегка посмеиваясь, шутливо выговаривал: «Эка, вывернулась, но ничего. Главное – не пасуй перед микрофоном и держись в русле темы».
Он был очень тактичным человеком. За все время работы с Борисом Александровичем, – а проработали мы с ним вместе на областном радио больше пяти лет, – я никогда не слышала, чтобы наш главный редактор на кого-то кричал, при всех выговаривал кому-то за «ляпы» в эфире. Если делал замечание, то по существу, если выговаривал, то со свойственной ему тактичностью, но без сюсюканий, никогда не давал понять, что умнее молодого коллеги. Его железное самообладание, выдержка, оперативность, эрудированность были для нас, молодых журналистов, эталоном, примером для подражания.
Как бы невзначай затрагивал ту или иную тему, отправляя на задание, ненавязчиво «подкидывал» идеи. А мы удачный свой материал, прозвучавший после в эфире, разумеется, приписывали себе. Борис Александрович же спокойно и невозмутимо улыбался, не забыв похвалить молодого коллегу: «Молодец!».
Объять необъятное
Неугомонный Борис Александрович работал то на радио, то уходил на телевидение, но всюду подготовленные им очерки, репортажи, интервью – радио- и видеоматериалы – пользовались неизменным успехом как у радиослушателей, так и у телезрителей. Мог объять необъятное. Мы всегда удивлялись широте и глубине его знаний – он знал все и вся. Борис Александрович никогда не делал шпаргалок, не заглядывал в бумаги. Его сценарии были в его голове. Импровизировал по ходу. Великолепный оратор, собеседник, он знал обо всем, порой мы даже шутили – и чего это наш Познер приглашает специалистов в студию, когда знает куда больше, чем его собеседник, а рассказать может лучше и ярче.
Был генератором новых идей и проектов, владел английским, китайским, японским языками. Встречая в аэропорту высоких гостей, мог свободно, без переводчика беседовать с иностранцами. Кто только ни был в числе его интервьюируемых! И животноводы на дальних пастбищных угодьях, и нефтяники на месторождениях (Борис Александрович объездил вдоль и поперек весь Мангышлак), и министры, президенты государств, артисты, спортсмены, поэты, и простой рабочий люд. В считанные секунды мог мобилизоваться и стать собеседником на равных людям самого высокого ранга. Был лично знаком с генералом Говоровым, Горбачевым, с Фиделем Кастро, Евтушенко, Назарбаевым, Софией Ротару и многими видными деятелями и знаменитостями своего времени. Его узнавали на улицах, на него оглядывались в городском транспорте, с ним считались в кулуарах власти. Но никогда не кичился своей «звездностью», к своей популярности относился спокойно, с некоей иронией, как к неизбежности.
Рупор народа
Его голос безошибочно узнавали как в регионе, так и во многих уголках планеты. Да-да, не удивляйтесь, раньше радиопередающий сигнал Мангистау был настолько мощным, что его «ловили» и в Германии, Турции, Швеции, Таиланде и в других странах Европы. Помню, в редакцию часто приходили письма радиослушателей из-за границы, и Борис Александрович радовался, как дитя, мощности нашего радиосигнала, тому, что число наших радиослушателей увеличивается.
Передачи нашего старшего коллеги всегда проходили на «ура». Его «горячие» репортажи, звучавшие в эфире областного радио, создали эффект незримого присутствия на местах событий, будто ты сам оказывался рядом с ним в том же месте и в то же время. Его изумительный голос – с бархатным низким и звучным тембром – завораживал, магнитом притягивая слушателей к динамику, заставлял верить сказанному.
Сама жизнь давала ему карт-бланш в руки, обязывая стать голосом, рупором народа.Находил темы, как говорится, из-под ног, делая остросоциальные репортажи прямо в общественном транспорте, в учреждениях, по дороге на работу или домой, на автобусной остановке. Они отражали реальную жизнь, дышали происходящими в стране переменами, звучали голосами современников. А тем было более чем предостаточно: вот на предприятиях месяцами не выдают зарплату, в стране «бушует» гиперинфляция, цены достигли заоблачных высот, останавливаются предприятия, остаются без работы люди, коллективы бастуют, лик города обезображен «комками», вырастающими на каждом углу, как грибы после дождя. Он не мог пройти равнодушно мимо происходящих событий, интересовался всем, чем жил, дышал и думал народ. Диктофон «кипел» в его руке. (Кассетный «Панасоник» прежнего образца, подаренный мне его супругой Валентиной Никифоровной, я до сих пор храню как память о своем незабвенном учителе).
Если чей-то интересный удачный проект, передачи молодых журналистов успешно проходили на радио, Борис Александрович откликался мгновенно, приветствуя и высоко оценивая работу, при этом он обязательно попросит сделать телеверсию радиопередачи или наоборот, если это была телепередача, повторить ее на радио. Мыслил Иванов в масштабах всей телерадиокомпании. Похвала нашего Познера для нас, молодых его коллег, дорогого стоила.
«Прораб перестройки»
Прошедший советскую школу телевидения и радио, с ее цензурой, четкой дикцией, интонацией и произношением, тщательно откорректированным текстом, идущим в эфир (не в укор нынешней поросли молодых телевизионщиков и радиоведущих), Борис Александрович в первые же годы обретения Казахстаном независимости становится в буквальном смысле этого слова «прорабом» перестройки, новатором и лидером перемен на Мангистауском телевидении и радио. Фонтанировал идеями, вел первые прямые, «в живую», теле- и радиопередачи, «горячие линии» с представителями исполнительной и законодательной власти, силовых и правоохранительных ведомств, руководителями предприятий и учреждений.
В любой ситуации Борис Александрович оставался самим собой, не изменяя выдержке. Ко всему происходящему старейший журналист области всегда относился с философской невозмутимостью. А было в его жизни все – и взлеты, и падения, и гонения, и аресты, и исключение из партии.
Судьба эмигранта
Потомок эмигрантов, Борис Иванов родился в далеком 1932 году в Китае, в городе Харбин (отсюда его великолепное знание китайского языка), надолго ставшем цитаделью и культурным центром русских эмигрантов, бежавших от большевистского террора. Его отец в свое время был известной личностью в Амурском крае, владельцем не одного десятка кораблей. Мать Елена Ивановна – известная модистка, обшивавшая светских львиц. В 1917 году Александру Наумовичу удалось переправить десять кораблей в Харбин и здесь осесть с женой. Оба, как и все, кто вынужден был оставить Родину, спасаясь от большевиков, мечтали о том счастливом дне, когда в России возобладает голос разума, закончится смутное время, и они вернутся на благословенную Родину. Время безжалостно отсчитывало свой безудержный ход, возвращение оттягивалось, а Харбин тем временем постепенно превращался в маленький и уютный островок, напоминавший им уголок родины, повторяя архитектуру и стиль Москвы. О России – исторической родине – маленький Боря, единственный сын родителей, знал лишь по рассказам и воспоминаниям родителей, денно и нощно моливших Всевышнего о возвращении домой. Мать и отец не могли свыкнуться с мыслью, что чужая страна, где нашли они прибежище, может стать для них последним пристанищем. Здесь, в Харбине, в 16 лет живой и смышленый Борис с золотой медалью оканчивает школу – церковно-приходскую и музыкальную – и преподает китайским студентам в местном вузе русский язык. Затем полиглот со знанием трех иностранных языков поступает в институт транспорта и в 1954 году столь же блестяще, с отличием, заканчивает вуз.
Борис Иванов, которому родители сумели привить свою горячую любовь к родине, подает прошение в Советское посольство о возвращении в Россию и, как ни странно, семье разрешение дали. Но, как и всем «чужакам», ему пришлось пройти через мощный фильтр, устроенный ему спецслужбами и партийной номенклатурой. Его, «залетную птицу», отправляют на целину, и этот экзамен Борис Иванов выдержал с честью, работая не за страх, а на совесть. Был награжден медалью «За освоение целины». Затем – армия, служба в Азербайджане. И вновь – жесткий контроль. Снова ему, «чужому среди своих», приходится служить так, чтобы завоевать доверие Родины. Музыкальное образование (он играл на скрипке, фортепьяно, кларнете, флейте, гитаре, губной гармошке!) сослужило добрую службу: Иванов организовывает музыкальный оркестр, и вскоре без его «веселых ребят» не проходит ни одно культурное событие, ни одно мероприятие части. Наконец он стал своим среди своих! Но приступить к работе после армии Иванову помешали события, развернувшиеся на международной арене, точнее, охлаждение отношений между двумя державами – СССР и Китаем. Диплом об окончании вуза в Харбине в Советском Союзе сочли недействительным, и вновь «выходцу из белоэмигрантской среды» приходится начинать все с нуля.
За плечами Б.А.Иванова три вуза – и все с отличием! В последнем, третьем – в Кабардино-Балкарском университете – имя лучшего студента Бориса Иванова внесено в «Золотой фонд» вуза. Получив филологическое образование, он идет работать в журналистику. Первые его яркие и неординарные передачи транслировались по телевидению города Пятигорск. Но самое главное событие в жизни Бориса Иванова – принятие его в партию, чему он был безмерно счастлив: теперь реабилитирован полностью! (Но эта же партия несколько лет спустя, вновь усомнившись в его благонадежности, отчислит его из своих рядов. А виной тому послужил вроде бы безобидный (по сегодняшним меркам) анекдот-каламбур про руководство Союза: «Кому живется весело, вольготно на Руси? Гагарину и Брежневу, ну а нам – по-прежнему»).
Яркая страница в жизни
1973 год стал переломным в его жизни: Иванова руководство новообразованной области приглашает на работу в телестудию Мангышлака, который станет судьбой и новой яркой страницей в его жизни. Как и герои его репортажей и очерков, он сам становится первопроходцем, пионером получившего новую жизнь полуострова. В водовороте стройки века, как называли в то время осваиваемый Мангышлак, Борис Александрович и сам получает новую жизнь. Здесь он встречает и связывает свою жизнь с любимой женщиной, такой же яркой, красивой, работящей, как и он сам, – Валентиной Никифоровной, первым врачом-акушером региона.
Телерадиокомпании Мангистау он отдаст всю свою жизнь. Из 55 трудовых лет 35-ть посвятил радио и телевидению, был новатором и организатором новых проектов и ток-шоу на телевидении – «Мангышлакский меридиан», «Бизнес-клуб», «Казахстан-2030», «Шанырак», Человек в маске», «Участковый», «Дорожный патруль», «На страже граждан», «Народные дружины». Последние «вживую» велись прямо из УВД.
Его многолетний труд и вклад в развитие телерадиокомпании отмечены правительственной медалью «Ерең еңбегі үшін», именной премией первого журналиста области Жамека Оспанова, именными часами акима области (Б.А. Палымбетова), благодарственными письмами Ассамблеи народов Казахстана и Международного общественного фонда «Конгресс духовного согласия», нагрудным знаком «За отличную службу в МВД РК». Под редакцией Б. Иванова были изданы книги «Летопись города Актау: 1963-2003» к 35-летию областного центра Мангистау, «Развитие медицины на Мангышлаке», «35 лет телевидению Мангистау». На доме, где жил Борис Александрович (3-149), установлена мемориальная доска в память о неординарном человеке, стоявшем у истоков Мангистауской телерадиовещательной компании.
Он ушел из жизни в 73 года, но оставил после себя яркий след и целую плеяду своих учеников, которые сегодня продолжают дело всей его жизни. А я, каждый раз навещая Валентину Никифоровну, у мемориальной плиты приветствую своего Учителя: «Здравствуйте, Борис Александрович!»…