В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» определены основные приоритетные работы в сфере образования, где знания и профессиональные навыки являются ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования.
На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социально-экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Это своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2050», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2016-2019 годы, Законе РК «Об образовании», и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актах. В данных нормативно-правовых документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного образования в Республике Казахстан.
В ежегодном Послании народу Казахстана на 2019 год Глава государства поставил задачу кардинально повысить качество дошкольного образования. Из Послания Нурсултана Абишевича следует, что основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. И я с ним полностью согласна.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Стоит отметить, что в системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
С 1 сентября 2016 года во всех дошкольных организациях республики внедрена обновленная типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения.
Разработана система индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста.
Для родителей детей от 1 до 6 лет, не посещающих дошкольные организации, организовано дистанционное обучение.
Законом РК «Об образовании» введена обязательная предшкольная подготовка пяти- шестилетних детей.
Но как подчеркнул в Послании Президент страны, сегодня акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.
Нурсултан Абишевич поставил также задачу пересмотреть квалификационные требования, методы обучения, систему оплаты труда воспитателей и других работников детских садов. Министерству образования и науки совместно с акиматами поручено в текущем году разработать соответствующую «дорожную карту».
По признанию специалистов всего мира, дошкольное детство является периодом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств личности, необходимых в течение всей последующей жизни. Важно помнить, что формируются не только отдельные качества и свойства детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые определяют будущее ребенка, его готовность к достижениям на каждом новом этапе развития.