Итоги V Каспийского саммита показывают, что достигнут консенсус по многим вопросам. Важным является подписание Конвенции о правовом статусе, которая содержит детальный свод правил и обязательств для прикаспийских стран. Очевидно, что проделано немало усилий, чтобы принять такой стратегический документ. Стороны пришли к всеобщему согласию практически по всем вопросам благодаря высокому уровню доверия и это очень важно.
Изначально особым документом считалась Тегеранская конвенция, регламентировавшая всю деятельность прибрежных стран. Затем на последующих встречах на уровне глав государств, внешнеполитических ведомств, а также совещаниях совместной рабочей группы принимались дополнительные документы, придававшие импульс переговорному процессу. Все же конкретного итогового документа пока не было.
Принятая в ходе Актауского саммита Конвенция как раз таки призвана решить широкий спектр вопросов, выступить гарантом безопасности в регионе. Иначе говоря, это новая «Конституция» для Каспия. Примечательно, что новый документ дополняется пакетом соглашений по наиболее важным и актуальным темам взаимодействия, например, терроризму.
По моему мнению, проходящие через Каспийский регион магистрали по транспортировке энергоресурсов, а также морские нефте- и газодобывающие платформы могут стать мишенью для террористических атак. Их применение может оказать негативное последствие – прекращение поставок углеводородного сырья потребителям, а значит экономические потери поставщиков, снижение инвестиционной привлекательности. В этом контексте подписанное Соглашение о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом способно регламентировать вопросы обеспечения безопасности на акватории моря, противодействовать современным вызовам и угрозам. Такой договор своевременен особенно ввиду того, что Каспийское море расположено вблизи очагов активности террористов – Сирия, Афганистан.
Вопросы браконьерства представляют «альтернативную» отрасль экономики. Стоит отметить, что изначально осетровых в Каспийском море было более 80% от общего мирового объема. Однако в связи с большими объемами вылова рыбы, а также загрязнением нефтепродуктами природной среды популяции осетровых и белуги значительно сократились. И здесь вопрос генофонда осетровых, поднятый Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, очень актуален.
Мы видим, что стороны уделили особое внимание сохранению биоразнообразия и решению экологических проблем. В результате вся деятельность на Каспии будет в большей мере регулироваться сквозь призму экологической политики.
Подчеркну, что экологический аспект будет лимитировать деятельность во многих секторах, в первую очередь, в добывающей промышленности и транспорте, а также оказывать воздействие на режим рыболовства.
В целом, подписанную конвенцию в ходе Актауского саммита стоит считать продуктивной. Она создала юридическую основу по многим направлениям на долголетний период. При ее реализации прикаспийские государства больше сосредоточатся на экологических аспектах развития и сохранения биологического равновесия, но, в то же, время будут исходить из экономической целесообразности.