Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря было объектом пристального внимания всего мирового сообщества. Встреча глав «каспийской пятерки», – безусловно, одно из значимых геополитических событий нашего времени.
Опыт всех предыдущих саммитов глав прикаспийских государств и прошедших совещаний министров иностранных дел, заседаний специальной рабочей группы показывает, что все стороны были сконцентрированы на поиске точек соприкосновения. Поэтому, несмотря на сложности в переговорах, был достигнут консенсус. В целом следует отметить атмосферу конструктивного диалога и высокий уровень доверия.
В результате конвенция стала уникальным документом, который создает правовую платформу для решения вопросов, существующих в регионе Каспия.
В частности, решены вопросы в отношении пределов суверенных и исключительных прав прибрежных государств, режима мореплавания, свободы доступа для всех транспортных средств из Каспийского моря к Мировому океану и обратно, прокладки подводных трубопроводов.
Открываются новые возможности сотрудничества, начиная от добычи и транспортировки энергоресурсов до согласования в области экологии и безопасности. На региональном уровне это будет способствовать сближению не только прикаспийских государств, но и стран Центральной Азии.
Считаю, что на глобальном уровне – даст возможность сопряжения национальных программ развития прикаспийских государств с предложениями ведущих держав мира.
Также это скажется на расширение ресурсно-транспортного потенциала прикаспийских государств в транспортировке углеводородов, собственной продукции и транзитных товаров как на европейские, так и на азиатские рынки.
Примечательно, что на Актауском саммите также подписан ряд документов по важным направлениям сотрудничества, включая вопросы формирования международно-правовой базы экономических отношений в сферах промышленности, торговли, туризма и других отраслях экономики.
Все это говорит о том, что страны «каспийской пятерки», реализуя свои национальные интересы на Каспии, руководствовались как геополитическими мотивами, так и интересами экономической целесообразности.