Каспий по Конвенции о правовом статусе, принятие которой ожидается на прикаспийском саммите в Актау 12 августа, не будет ни морем, ни озером, заявил в интервью газете «Коммерсантъ» статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
«Ни то и ни другое. У Каспийского моря будет особый правовой статус. Это объясняется набором специфических географических, гидрологических и иных характеристик, — отметил Карасин. — Оно представляет собой внутриконтинентальный водоем, который не имеет прямой связи с Мировым океаном, и поэтому не может рассматриваться в качестве моря».
В то же время в силу своих размеров, состава воды и особенностей дна Каспий не может считаться и озером, отметил заместитель главы российского МИД. «В этой связи к Каспийскому морю не применимы как положения Конвенции ООН о морском праве от 1982 года, так и принципы, используемые в отношении трансграничных озер: на секторы разграничивается только его дно, суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании других принципов», — пояснил он.
По словам Карасина, вопросы размежевания дна и разделения недр Каспия решаются на двусторонней и трехсторонней основе: «То есть не в пятистороннем формате. На мой взгляд, те соглашения, которые ранее заключили между собой Россия, Казахстан и Азербайджан, а также Казахстан и Туркменистан, могут послужить примером и при делимитации в южной части моря».
При этом конвенция «четко фиксирует цели такого разграничения исключительно для недропользования и обязывает стороны проводить его путем переговоров на основе международного права», отмечает российский дипломат. «Прибрежные государства при завершении делимитации получают полную юрисдикцию над ресурсами своего участка дна…», — заявил Карасин.