В России одобрен очередной проект договора о сотрудничестве с прикаспийскими странами.
31 июля Правительство Российской Федерации опубликовало распоряжение № 1585-Р «О подписании Соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта».
В нормативно-правовом акте указано, что договор представлен Минтрансом России предварительно проработан с азербайджанской, иранской, казахстанской, туркменистанской сторонами и согласован с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Опубликованный проект соглашения позволяет составить представление о перспективах развития сотрудничества прикаспийских государств в транспортной сфере.
В соответствии со статьей 2 соглашения его целью является сотрудничество прикаспийских стран по формированию и развитию региона Каспийского моря в качестве крупного международного транспортно-логистического узла с развитой инфраструктурой и высоким уровнем их взаимодействия при осуществлении международных перевозок.
Наиболее информативной является статья 3 договора, где прописаны действия государств «каспийской пятёрки» на ближайшую перспективу.
Так стороны договариваются:
1) способствовать дальнейшему развитию морских, автомобильных, железнодорожных, воздушных и мультимодальных перевозок между государствами договаривающихся сторон и транзиту на основе обеспечения равных и взаимовыгодных условий доступа перевозчиков и грузовладельцев к объектам транспортной инфраструктуры и их использования для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, осуществления обычных коммерческих операций и использования услуг;
2) совместно вырабатывать и реализовать меры, способствующие развитию грузовых перевозок между прикаспийскими государствами, а также привлечению дополнительных транзитных грузопотоков, в том числе осуществляемых через транспортные терминалы;
3) способствовать развитию пассажирских перевозок, прежде всего регулярных, а также международного круизного судоходства;
4) сотрудничать по вопросам обеспечения безопасности на транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и грузов между прикаспийскими государствами и транзитом через их территории;
5) содействовать налаживанию контактов между транспортными компаниями-перевозчиками и грузовладельцами, разработке привлекательных тарифных условий для осуществления перевозок, в том числе в рамках международных транспортных коридоров, и согласованию долговременных и сквозных тарифных ставок для увеличения объемов перевозок грузов;
6) сотрудничать в подготовке и повышении квалификации специалистов в области транспорта;
7) способствовать применению и актуализации существующих процедур предварительного информирования о грузах, ввозимых в двустороннем сообщении либо транзитом;
8) оказывать содействие в создании транспортно-логистических центров на ключевых направлениях перевозок пассажиров и грузов;
9) содействовать развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств договаривающихся сторон, способствовать организации перевозок по ним и участию в совместных проектах по строительству, совершенствованию их инфраструктуры;
10) вырабатывать и принимать меры по обеспечению сохранности инфраструктуры международных транспортных коридоров на территориях своих государств;
11) поощрять проекты в области развития, модернизации и сопряжения транспортной инфраструктуры в регионе и привлечение инвестиций в указанные проекты;
12) содействовать в соответствии с законодательством своих государств и достигнутыми договоренностями упрощению визовых, административных, таможенных и других контрольных процедур при осуществлении международных перевозок;
13) способствовать повышению качества и доступности транспортных услуг на основе общепризнанных международных стандартов;
14) взаимодействовать в области проведения научных исследований, использования научных достижений и передовых технологий на транспорте, развития интеллектуальных транспортных систем;
15) сотрудничать в области снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Основным механизмом реализации соглашения призваны стать регулярные встречи министров транспорта прикаспийских государств, проводимых поочередно в согласованные по дипломатическим каналам сроки.
Напомним, что 10 июля этого года официальный портал правительства Российской Федерации сообщал об одобрении еще одного пятистороннего документа, который планируется подписать на Пятом Каспийском саммите в Актау 12 августа — проекта Соглашения между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве, внесенного Минэкономразвития России. Целью этого соглашения является формирование международно-правовой базы торгово-экономических отношений в сферах промышленности, сельского хозяйства, торговли, туризма и других отраслях экономик государств сторон, представляющих взаимный интерес. Им предусматривается, что стороны будут содействовать эффективному использованию экономических ресурсов, реализации совместных инвестиционных проектов и программ, обмену опытом по вопросам создания и развития особых, специальных, свободных экономических зон, взаимодействию в сфере цифровой экономики, развитию сотрудничества между регионами и городами государств сторон.