«Для каспийского региона такой позитивной новостью может стать предстоящий V Каспийский саммит, который пройдет в Актау. Ведь подписание конвенции по Каспию станет огромным прорывом в решении спорных международных вопросов и самым благоприятном образом скажется на ситуации в прикаспийском регионе и, в целом, в Евразии». Об этом заявила генеральный директор информационного центра по изучению постсоветского пространства Дарья Чижова.
По ее словам, барьеры в разрешении проблемы определения правового статуса Каспийского моря существуют еще со времен распада Советского Союза. Однако при этом важно отметить усилия Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Республики Казахстан. Эти страны подписали договоры о разграничении дна моря и сотрудничестве на Каспии еще в 2001 и 2003 годах.
– Шанс на подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 12 августа достаточно велик и символически совпадает с вступлением в силу Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (12 августа 2006 года). Последнее десятилетие происходит все большая концентрация совместных усилий «пятерки» на постепенное наращивание капиталов и инвестиций в инфраструктуру переработки ресурсов и масштабного транспортного транзита, – рассказала она.
Анализируя инвестиционные потоки, по ее словам, можно говорить о смещении интересов от добычи к транспортировке в широком смысле.
Причем очевидна постепенная тенденция смены внешних инвестиций со стороны западных компаний и компаний Юго-Восточной Азии на внутрирегиональные инвестиции. Капитал, трудовые ресурсы, природные ресурсы, транспортно-транзитный технический потенциал – в большей степени теперь контролируется самой «пятеркой».
Эксперт рассказала, какие перемены ждут прикаспийские страны с принятием конвенции.
– Конвенция – это шанс на новый этап развития, основой которого станет правовое обеспечение, а идеологическим стержнем – доверие, дружба и партнерство. Это упрощает и решение многих проблем, в отличие от двусторонних форматов между странами региона, многосторонние отношения более оперативны, – говорит она.
Кроме этого, по ее словам, конвенция создаст условия для более масштабного развития транспортной, портовой инфраструктуры, повысит капитализацию региональных компаний. А также упростит привлечение средств международных банков и страховых компаний (снимается правовая коллизия).
– Правовое поле (окончательная международная кодификация морской территории) создаст возможность освободить решения пятерки от давления внешних арбитров, применяющих ограничения и санкции. Откроет возможности для гармонизации интересов «пятерки» и реальной экономической интеграции в регионе каспийского взаимодействия. А также структурируется присутствие внерегиональных евразийских игроков – Индии и Китая, как возможных инвестиционных центров, и конечных получателей ресурсов, не присутствующих в регионе напрямую, – пояснила она.
По ее словам, прежде всего, эта конвенция ознаменовывает начало новой эры развития взаимодействия между странами региона, и можно надеяться, что отношения будут выстраиваться на новой правовой основе.
– Хочется надеяться, что принципы дружбы, доверия и партнерства, существующие в других аспектах взаимоотношений, станут основой каспийского диалога, – пояснила она.
Чижова отметила, что одним из таких аспектов является региональная торговля. Хотя наращивание объемов региональной торговли и не стоит на повестке этой конвенции, но она позволит создать все необходимые для этого условия.
– Разрешение вопроса статуса ускорит развитие транс-евразийского сотрудничества. За последнее время были запущены ряд крупных инфраструктурных объектов, таких как Баку – Тбилиси – Карс и паромный комплекс Курык, которые поспособствуют расширению грузооборота во всем евразийском регионе, – говорит она.
По ее словам, продолжающееся развитие сотрудничества даст возможность диверсифицировать нефтяной и газовый сектор экономик стран каспийского региона. А увеличение объемов товарооборота между ними также может помочь решить проблему зависимости от сырья, с которой сталкиваются эти государства, и укрепить сотрудничество в других отраслях экономик, ориентированных на удовлетворение потребностей населения.