Саммиты глав государств прикаспийских стран проводились в 2002 году в Ашхабаде, в 2007 году в Тегеране, в 2010 году в Баку и в 2014 году в Астрахани. Важные политические решения, принятые на саммитах глав государств прикаспийских стран в Баку и Астрахани, внесли вклад в согласование ряда принципиальных положений проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Очередной – исторический, юбилейный V Каспийский саммит пройдет 12 августа в 2018 году в Актау. Казахстан в качестве цели данного мероприятия выдвигает принятие Конвенции о правовом статусе Каспия.
Как шли переговоры
В апреле 2002 года в Ашхабаде прошел первый саммит глав прикаспийских государств. 23 апреля во дворце «Рухиет» в Ашхабаде на первом саммите присутствовали главы России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана. На нем определялись подходы к решению многих проблем каспийского региона. Главной из них, несомненно, является неурегулированный правовой статус Каспийского моря.
На рассмотрение президентов были вынесены международные и региональные вопросы, каспийская проблематика, включая выработку нового правового статуса Каспия. Инициатором встречи глав государств Прикаспия выступил президент Туркмении Сапармурат Ниязов.
Владимир Путин, тогда в 2002 году, подтвердил позицию России в отношении будущего правового статуса Каспия, определив ее словами: «Делим дно, вода общая». Президент России заявил на открытии саммита, что Каспий должен остаться единым морем, делить его на пять частей – ошибка. Он сказал, что от участников саммита зависит, каким быть Каспию: морем сотрудничества или столкновения интересов. Владимир Путин считал и считает, что проблема правового статуса моря может быть решена поэтапно, шаг за шагом. Он отметил, что Россия будет делать все от нее зависящее для укрепления стабильности на Каспии.
Напомним, что правовой статус Каспийского моря пока регулируется советско-персидскими, а затем советско-иранскими договорами от 1921 и 1940 годов. Они устанавливали режим свободы судоходства и рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной зоны), предусматривали запрет плавания судов под флагами не каспийских стран, но не решали вопросы недропользования на Каспии. После развала СССР и образования новых трех государств в регионе, вопросы, связанные с правом собственности на ресурсы резко обострились.
Четыре постсоветских государства настаивают на том, что Каспий является именно морем. Иран же, настаивая на тот момент на равных 20-процентных долях каждой из сторон, считает, что правовой статус спорного пространства определяется на основе того, что Каспий является озером.
Если Каспий признать морем, то в соответствии с протяженностью побережья каждого государства доля Казахстана составит 28 процентов, России – 18-19 процентов, Туркменистана – 19 процентов, Азербайджана – 21 процент и Ирана, по линии Хусейнкали – Астара лишь 11,4-13 процентов. Правда некоторые в Иране считают, что доля этой страны составляет 50 процентов Каспия, так как бывшие советские республики взяли на себя права и обязанности советского государства, а значит должны делить между собой оставшуюся половину…
Тогда в 2002 году на первом саммите впервые на высшем уровне была обсуждена вся региональная проблематика. Президенты не подписали итоговую совместную декларацию. Как заявил президент России Владимир Путин, лидеры каспийской «пятeрки» уверены в том, что удастся определить правовой статус Каспийского моря и выйти на решения проблем Каспия.
На первом саммите гораздо дольше запланированного президенты старались согласовать разногласия между странами, но тщетно. Итоговый документ так и не появился. Многие поторопились заявить о срыве саммита. Однако по окончании заседания все пять президентов дали понять, что итогами саммита вполне довольны. А само заявление вовсе не было самоцелью. Гораздо труднее наладить прямой и честный диалог между всеми заинтересованными сторонами.
Как заявил тогда президент России Владимир Путин, главный результат заключается в том, что после десятилетий разговоров о возможности встреч и обсуждений всех проблем на высшем уровне – собрались.
«Что особенно важно, главы государств дошли в этих обсуждениях до нюансов и деталей. И никто не может сказать, что на уровне экспертов происходит нечто такое, что не понятно политическому руководству стран. Это крайне важно. Второе, это то, что мы договорились о регулярных контактах на высшем уровне управления Каспием. И третье. Есть понимание того, что все вопросы, в том числе, и вопросы спорного характера могут быть эффективно решены только в результате переговорного процесса. Как в многостороннем, так и в двустороннем плане. Мне кажется, что это является основой того, что мы можем назвать успехом этого саммита. В таком конструктивном духе мы намерены работать дальше», – пояснил президент России.
При этом российский президент подчеркнул, что нынешний саммит не является попыткой отгородиться от остального мира, отказаться от сотрудничества с другими странами и транснациональным бизнесом.
Владимир Путин отметил также, что Россия готова к сотрудничеству со странами региона и в области топливно-энергетического комплекса: от совместной разработки каспийских углеводородов до их транспортировки на мировые рынки. В этой связи он подчеркнул жизнеспособность российской трубопроводной системы и напомнил о начале деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Однако, несмотря на то, что у России есть свои интересы и свои проекты транспортировки энергоресурсов, заметил президент, у нее «нет аллергии» на концепцию многовариантности энергопотоков. Важно только, отметил он, чтобы за выбором маршрутов новых трубопроводов не стояла политика, чтобы они были обоснованы как с экономической, так и с экологической точек зрения.
Президент России предложил создать межправительственный центр мониторинга природной среды Каспия. Он считал, что создание такого центра позволит увеличить фактическую отдачу средств, которые государства региона тратят на природоохранную деятельность. Владимир Путин подчеркнул, что необходимы срочные коллективные меры для решения экологической проблемы каспийского региона.
Еще одной особо актуальной для каспийского региона проблемой Владимир Путин считает борьбу с международным терроризмом.
Каспийское уравнение
Состоявшийся в Ашхабаде саммит глав каспийских государств — стал событием во многих отношениях примечательным. Во-первых, хотя бы потому, что организовать и провести подобную встречу удалось впервые с момента распада СССР. Дело в том, что до последнего момента президент Туркмении Сапармурат Ниязов сомневался в необходимости саммита из-за тупиковой ситуации, сложившейся в разделении Каспия и вообще правового статуса этого водного бассейна.
И его предчувствия отчасти оправдались, когда уже в ходе саммита выяснилось, что президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что Баку не желает прекращать на Каспии уже ведущуюся разведку спорных территорий. Во-вторых, дело все-таки сдвинулось с места, и появился реальный шанс выйти на урегулирование правового статуса Каспия на основе общенационального консенсуса. В-третьих, в игру на полноправных основах включен Тегеран. Иран, как известно, жаждет тоже получить максимум возможного при дележе углеводородных месторождений Каспия. В-четвертых, проблема Каспия, чреватая при неблагоприятном геополитическом раскладе перерасти в очередную «горячую точку» на постсоветском пространстве, решается все же без участия Запада. И, наконец, в-пятых, главы прикаспийских государств не замыкали своего внимания только на спорных вопросах, но и, пользуясь возможностью, обсуждали весьма широкий круг проблем, связанных с дальнейшим расширением как двусторонних отношений, так и отношений в рамках складывающейся коалиции государств Каспия, способной, по словам президента России Владимира Путина, «заявить о себе в один голос».
Как отметил президент России, выступая перед главами прикаспийских государств, необходимость этого саммита созрела уже давно, но здесь была важна инициатива. Выступив с ней, президент Туркменистана продемонстрировал и политическую мудрость, и дальновидность.
«Это первый каспийский саммит. Нам предстоит вступить в новую фазу многостороннего взаимодействия. Думаю, что для успешной работы в этом формате у нас есть все необходимое. И главное – наше желание развязать сложный узел, как мы часто повторяем, – «каспийский узел».
Каспийское море – его у нас великий поэт Лермонтов назвал еще «старец-море» – занимает особое место в жизни наших стран. Сегодня нас здесь пятеро, мы представляем пять государств, но Каспий как был один, так и остался. И было бы ошибкой, я думаю, делить его на пять морей. Это наше совместное общее достояние. От нас зависит, каким быть Каспию: морем сотрудничества или столкновением интересов. Наш долг с учетом законных интересов друг друга умело и по‑хозяйски распорядиться богатствами Каспия. Кроме того, мы в ответе за сохранение его уникальной экосистемы», – заключил Владимир Путин.
И действительно, на первом саммите в Ашхабаде в 2002 году впервые «каспийская пятерка» заявила о себе «в один голос». Это знаменательно. Взаимопонимание и взаимное доверие пяти государств – ключ к миру и спокойствию на Каспии, рациональному освоению его богатств, сохранению природной среды.
Напомним, в июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года – протокол к данному соглашению. А 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года были заключены соглашения между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. В ноябре 2003 года Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря.
Все участники саммита отметили, что именно I Каспийский саммит в Ашхабаде 2002 года стал точкой отсчета в решении каспийской проблемы. Именно тогда был запущен механизм, который позволил в дальнейшем решать эти проблемы в комплексе.
По итогам первых переговоров Каспийского саммита-2002 лидеры дали конкретные поручения своим экспертам.