«Необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.
С этими высказываниями Главы государства, обозначенными в Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», я полностью согласна.
Были времена, когда дошкольное образование некоторые родители ошибочно считали не таким важным. Быть может, думали: «пусть поиграет, когда ему будет 7 лет, он начнет учиться. Школа всему научит». Но исследования показывают другое – мозг ребенка наиболее активно работает с рождения до 6 лет, и это время надо использовать. И поэтому я считаю очень важным уделить внимание именно дошкольному образованию.
Одним из ключевых направлений проводимых в Казахстане социально-экономических преобразований является трансформация системы образования. Безусловно, позитивным моментом является изменение подходов к организации процесса дошкольного образования.
Я считаю, что сегодня самой важной задачей является изменение парадигмы дошкольного образования. Переход на 12-летнее школьное обучение позволил «разгрузить» дошкольные учреждения, передав функции обучения грамоте и счету начальной школе. Теперь детские сады могут использовать свою особую атмосферу для развития у маленьких казахстанцев важных для их будущей жизни навыков – креативности, коммуникабельности, критического мышления и командного духа. Эти четыре «К» лягут в основу новой модели учреждений дошкольного образования.
Сегодня я, руководствуясь задачами, поставленными Главой государства в Послании, в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я определила для себя цель – развивать у детей связную выразительную речь. Именно ее необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Речь – один из ведущих компонентов психического и личностного развития ребенка. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Для детей младшего дошкольного возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики для этого возраста детей.
Частые обращения ко взрослым и сверстникам способствуют развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, что делали, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется.
Работая во второй младшей группе, я еженедельно провожу занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Основной упор на этих занятиях я делаю на формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, а также воспитываю интерес к художественному слову.
Наряду с этим большое внимание, особенно в начале учебного года, уделяется формированию у детей навыков учебной деятельности. По-прежнему используются вопросы ко всей группе и хоровые ответы на них, но уже появляется необходимость научить детей различать вопросы, адресованные всем, и вопросы, обращенные к кому-то одному.
Во второй младшей группе я провожу два вида занятий по развитию речи. К первому относятся занятия, состоящие из одной части: дидактическая игра на группировку предметов; рассказывание сказки; отработка четкого и правильного звука и другие.
Занятия второго вида состоят из двух самостоятельных частей. К примеру, оправдывают себя разные варианты комбинирования: чтение детям и дидактическая игра на расширение ориентировки в окружающем; заучивание стихотворения и упражнения на формирование грамматического строя речи; лексическое упражнение и дидактическая игра на отработку четкого произношения звука в словах (фразовой речи).
Младшие дошкольники с удовольствием идут заниматься, но с трудом сосредотачиваются на том, что их не заинтересовало. Для проведения занятий по развитию речи важна предварительная, эмоционального характера, установка на предстоящее занятие, чтобы вызвать у детей положительное эмоциональное состояние, что является стимулом к интенсивной умственной и речевой активности малышей.
Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе – все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.