Открытость – лекарство от коррупции
С развитием общества, с его поступательным движением вперед, с быстро изменяющейся обстановкой в мире, жизнь требует внесения корректив в общественно-правовые отношения. Не единожды с различных трибун говорилось о недостаточно высоком уровне знаний и опыта у кандидатов в судьи, а порой и об отсутствии профессионализма у действующих судей.
Выступая на VI съезде судей в ноябре 2013 года, Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что в ХХI веке важнейший критерий развитости нации – это безупречная и эффективная национальная судебная система.
Согласно Конституции Республики Казахстан, 20-летие Основного Закона мы отмечаем в текущем году, разделу VII (суды и правосудие) ст. 75 – правосудие в нашей стране осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судья, согласно Конституции РК ст. 77, при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.
Независимый и справедливый суд – стержень деятельности любого государства, без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества.
Указав, что за 4 года, прошедших с момента проведения предыдущего V съезда судей, наша судебная система резко улучшила – сразу на 23 позиции – свой показатель по критерию «Независимость судов» в глобальном рейтинге конкурентоспособности, Президент страны отметил, что, тем не менее, мы пока занимаем 88 место. Значит, чтобы нам быть в числе 30-и, надо подняться еще на 60 позиций. И Лидер нации достаточно четко, ясно и последовательно ставит цели перед судебной системой в вопросе отбора и расстановки кадров, делая акцент на необходимость ужесточения требований к кандидатам в судьи.
Спустя немногим более года, выступая перед делегатами XVI съезда партии «Нур Отан» в марте 2015 года, Президент страны вновь указал, что справедливый и неподкупный суд – важнейшая основа демократического и правового государства: «Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Судьи не должны быть закрытой наглухо корпорацией и находиться вне общественной критики. Открытость – это лекарство от коррупции в судейских рядах».
Не менее пяти лет
Тем самым дан посыл об ужесточении процесса отбора и назначения на должность судей. Более того, Президент РК четко обозначил связь между неэффективностью квалификационных требований к судьям и коррупцией в рядах судейского корпуса, отметив, что недопустимо отбирать кандидатов на должность судей из числа нотариусов и полицейских: «Следует ужесточить квалификационные требования к судьям. Кандидат, претендующий на место в судейском корпусе, должен иметь не менее 5 лет стажа работы в судебной системе, а не в нотариате, полиции или юридическом вузе. Кандидаты должны проходить жесткий тестовый отбор как условие для судебной стажировки, проводимой в судах на освобожденной основе и не менее одного года. Любой вышестоящий судья должен поработать в нижестоящих судах. Важно также ввести для начинающих судей испытательный период длительностью не менее одного года, после успешного прохождения лучшие из них выбираются в судьи», – продолжил Глава государства.
Следовательно, существовавшая доселе практика отбора претендентов на должность судей, процедура их назначения – а она не содержала требований об обязательном наличии стажа работы в судебных органах, достаточно было иметь высшее юридическое образование, необходимый стаж работы по юридической специальности, сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку – подлежит кардинальному изменению.
Полностью соглашаясь и поддерживая указания Главы государства об ужесточении требований к кандидатам на должность судей, хочу привести примеры из повседневной жизни судов региона, которые, на мой взгляд, полностью подтверждают значительность и важность стоящих перед судебной системой задач в свете указаний Главы государства.
Случайные люди
В судах нашего региона трудятся по штату 85 судей, из них только 43 (более 50%), до их назначения на должность судьи работали в судебной системе секретарями судебных заседаний, специалистами, ведущими специалистами, что хорошо сказалось на качестве их работы в должности судьи.
Остальные судьи пришли в судебную систему, не имея опыта работы в судах. Анализ качества рассмотрения дел и анализ взысканий, наложенных на судей, показывает, что количество взысканий в виде направления на судебное жюри и вплоть до прекращения полномочий как судьи, среди судей, не имевших опыта работы в системе, значительно больше.
В специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области в 2014 году также был назначен судьей человек, работавший до этого в бизнесе: столкнувшись с трудностями столь ответственной государственной работы, он был вынужден через три месяца подать заявление об увольнении… На мой взгляд, данный гражданин поступил разумно и честно, поняв, что ему не освоить премудростей правосудия не стал занимать чужое место. На практике, исходя из моего более чем 30-летнего стажа работы судьей, такие случаи крайне редки, зато случайные люди стараются всеми правдами и неправдами остаться в судебной системе и пока такого судью не освободят от занимаемой должности, проходят годы. Все эти моменты, конечно же, сказываются и на качестве их работы…
К примеру, судья Б. суда №2 г. Актау только за 2014 год допустил отмены и изменений по 12 решениям, а из числа обжалованных – 16 определений о возврате искового заявления, об оставлении иска без рассмотрения в апелляционном порядке отменено 10 и одно определение изменено, что составляет 68%.
Он не единожды направлялся на судебное жюри на предмет проверки соответствия знаний и опыта высокому званию судьи, но, несмотря на представленное ему время для исправления ошибок, повышения уровня профессиональной пригодности и качества отправления правосудия, должных выводов для себя не сделал. Указанный судья начинал работу в органах полиции, окончил высшую школу милиции, но знаний и навыков, которые он получил, работая в органах внутренних дел, оказалось не достаточно, чтобы отправлять правосудие по гражданским делам в качестве судьи.
Есть пример, когда в одной из областей Республики Казахстан судьей специализированного межрайонного экономического суда был назначен вышедший на пенсию по выслуге лет, и сдавший квалификационные экзамены бывший начальник районного отдела внутренних дел… Еще пример, когда на должность судьи был назначен бывший работник силовых структур, имевший диплом об окончании юридического вуза с заочной формой обучения: поняв, что работа судьи очень сложная, требует многосторонних познаний и, видя, что не справляется с работой, он подал заявление об увольнении. Позже, в беседе с коллегами выяснилось, что он не знает даже азов процессуального поведения судьи, ему было неизвестно, что судебные акты судья выносит единолично, причем в совещательной комнате.
Отбор на местах
Не умоляя достоинств и профессионализма юристов вне судебной системы – в иных правоохранительных органах, убежден, что в судебной системе должны работать юристы-профессионалы, знающие судейскую работу изнутри. Как говорится в поговорке, «все новое – хорошо забытое старое». Может, пора вспомнить опыт прошлых лет, когда в регионах при отборе кандидатов в местные суды судебно-квалификационная комиссия на местах рассматривала каждого кандидата в судьи, и отбор был жесткий и справедливый, так как опытные, профессиональные судьи сами давали оценку своим будущим коллегам.
Данное мнение – личное, оно не означает, что отбор и персональный отбор кандидатов в судьи не должен рассматриваться в Высшем судебном совете РК, наоборот, может, предварительное рассмотрение и собеседование с кандидатами на местах способствовало бы более полному и точному отбору достойных кадров.
Считаю также, что при назначении судьи в тот или иной регион, необходимо принимать во внимание место жительства кандидата, так как молодой судья, приступив к работе не по месту его постоянного проживания, безусловно сталкивается с жилищно-бытовыми трудностями, материальными затратами на аренду жилья, обустройством детей в детские сады, школы, что негативно отражается на качестве его жизни, а значит, и на качестве работы.
Иностранные инвесторы
Президент страны, выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», отметил также, что «…зарубежные и отечественные инвесторы должны быть уверены в справедливости казахстанского правосудия. Для повышения доверия к нему надо привлекать к рассмотрению инвестиционных споров зарубежных судей и рассматривать такие споры по лучшим стандартам зарубежных и международных судов».
Учитывая, что межрайонные экономические суды рассматривают и споры между казахстанскими юридическими лицами и иностранными компаниями-нерезидентами, полагаю, что подбор судебных кадров в эти суды должен быть тщательным, должны назначаться самые достойные из числа эрудированных, высокопрофессиональных юристов, имеющих опыт работы в судебной системе.
Ранее по представлению председателя Верховного суда Республики Казахстан Кайрата Мами, был образован в городе Алматы экспериментальный финансовый суд, который функционировал в течение более двух лет; кандидатуры на должность судей этого суда отбирались исходя не только из их высокого профессионализма, но и исходя из знания иностранных языков. За время работы в данном суде судьи в совершенстве овладели английским языком и впоследствии стали судьями Верховного суда РК, возглавили апелляционные коллегии областных судов, а Бектас Бекназаров некоторое время занимал должность председателя Верховного суда РК.
Очищать ряды
«Ежегодно в Казахстане за коррупционные преступления в среднем осуждаются двое-трое судей. 39 судей привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 8 – с освобождением. В целом, отмечаются факты, когда на областном уровне защищают даже тех судей, которые допустили нарушения. Я понимаю, что надо защищать судей, однако мы должны очищать свои ряды и быть строгими к своим коллегам тоже. В целом, в судебной системе есть немало вопросов, требующих адекватного решения», – таковы слова Президента. И в этой связи, Нурсултан Абишевич Назарбаев обращает особое внимание на решение системных задач, стоящих перед судейским сообществом: принятие мер по повышению уровня доверия граждан к судебной системе; продолжение работы по совершенствованию и упрощению судопроизводства; обеспечение дальнейшей специализации судов и судей; развитие системы судебного администрирования, основанной на четком разграничении функций отправления правосудия и судебного администрирования. При этом процесс совершенствования судебной системы должен сопровождаться адекватным обновлением соответствующих законов.
Думаю, мы готовы внести свою лепту в дело реализации задач, поставленных Главой государства перед судьями страны.