Система образования в Казахстанеза относительно короткий промежуток времени прошла большой путь развития. Однако, несмотря на это она нуждается в модернизации, и задачи, системы образования по-прежнему остаются актуальными, требующими развития. Сегодня внедряются новейшие программы, технологиии проекты. В том числе государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы,в ходе реализации которой учеников ждет обновленное содержание образования. В современное время уже неважно, где и каким образом были получены знания, важна возможность их успешного и конкретного применения.Предполагается, что новая система поможет дать детям навыки и знания, которые они как раз и смогут применять в жизни. Так, о ходе реализации Государственной программы развития образования и науки РК на 2016 – 2019 годыв Мангистауской областирассказала в интервью «ОМ» руководитель областного управления образования Зейнеп Тастемирова.
– Зейнеп Жумагалиевна, расскажите, какие новшества разрабатываются для улучшения системы образования?
– На реализацию госпрограммы развития образования и науки РК на 2017 год было выделено – 15 805,3 млн. тенге. Из республиканского бюджета – 10 401,9 млн. тенге и из местного – 5403,5 млн. тенге. Из них на 9 месяцев было предусмотрено – 8 133,2 млн. тенге и освоено на сегодняшний момент – 5729,0 млн. тенге.
К примеру, уже внедрены единая типовая программа и система индикаторов отслеживания развития навыков у детей дошкольного возраста. В 1, 2, 5 и 7 классах введены учебные программы с обновленным содержанием, апробированные в Назарбаев Интеллектуальных школах и разработаны новые учебники. Полный переход планируется завершить в 2019 году.Также с начала года 2179 учителей прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию обучения и более 800 учителей проходят специальное обучение, чтобы преподавать на английском языке. Вместе с тем в пилотном режиме в городе Актау автоматизируется процесс распределения детей по 72 детским садам. В дальнейшем планируется полномасштабное внедрение системы.Нужно сказать, что на сегодняшний день в области нет аварийных школ. В 102 школах (80,5%) созданы все необходимые условия для инклюзивного образования. Почти 80 процентов детей области занимаются дополнительным образованием и более 30 процентов посещают спортивные секции.
– Какие нововведения предусмотрены в системе технического и профессионального образования?
– В системе технического и профессионального обучения пересмотрены 130 типовых учебных планов и программ, которые позволят выпускникам получить до трех рабочих квалификаций. К примеру, в 16 колледжах области реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Кроме того внедряется дуальное обучение с участием 133 предприятий с охватом 2119 студентов по 38 квалификациям 50 специальностей. Более чем в 50 % колледжах созданы условия для студентов с особыми образовательными потребностями. Также, на 2017-2018 учебный год размещен госзаказ на подготовку кадров на 4186 мест в 22 колледжах. На базе 9 класса – 3494, 11 класса – 692. Также в этом году государственные гранты получили 1053 выпускников школ, из них по программе «Серпін» – 446.
– Зейнеп Жумагаливена, достаточное ли в области среднеобразовательных школ и детских садов?
На сегодняшний день в области открыто 15 дошкольных организаций на 1442 места, 2 кабинета коррекции, 1 частная школа и 1 центр туризма. До конца года будут введены в эксплуатацию школа на 300 мест в Каракиянском районе и десять детских садов на 1250 мест. Здесь также принимают активное участие местные предприниматели. Из 15 открытых в 2017 году дошкольных учреждений 14 построили частные организации.Стоит отметить, что состав преподавателей увеличился на 1481 педагога и сегодня количество педагогов высшей и первой категории составляет 6724 человека. Кроме того с 1 сентября текущего годаустановлена доплата 10 учителям, ведущим занятия на английском языке в размере 35 тысяч тенге.
– Имеются ли проблемные вопросы и как их планируется решать?
По итогам мониторинга в разрезе регионов выявлен ряд проблем. Так, к примеру, в сфере дошкольного образования доля организаций, создавших условия для детей с особыми образовательными потребностями составляет 24,6%, доля дошкольных организаций с полным днем пребывания – 84,7%. Несмотря на ежегодное строительство среднеобразовательных школ проблема с трехсменным обучением остается актуальной. В целях их ликвидации ведется строительство девятиобщеобразовательных школ за счет Национального фонда и республиканского бюджета. На сегодняшний день в области осталось пять школ с трехсменным обучением: в г.Жанаозен – две, в Мунайлинском районе – две и Мангистауском районе – одна. Чтобы решить проблему нехватки детских дошкольных учреждений открываются частные детские сады, передаются ранее приватизированные детские учреждения в доверительное управление. Для того чтобы усилить работу по обеспечению безбарьерного доступа и созданию равных условий для детей и студентов с особыми образовательными потребностями во всех организациях образования ведется процесс паспортизации.
– Зейнеп Жумагалиевна, каковы перспективы системы образования в области?
Планируется работа по размещению госзаказа на открытие психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), ресурсных центров в сельских населенных пунктах за счет средств местного бюджета и открытие филиалов в сельских населенных пунктах. Также будут открыты организации дополнительного образования за счет средств местного бюджета и внедрения механизмов ГЧП в Каракиянском и Бейнеуском районах. Вместе с тем, чтобы увеличить количество спортивных секций для школьников, в каждом районе и городе будут построены спортивные клубы.