«Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка,
который является главным фактором объединения всех казахстанцев.
В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих
в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его»»
(Из послания Президента народу Казахстана )
Ровно 25 лет назад 22 сентября 1989 года был принят Закон КазСCР «О языках», провозгласивший государственным языком республики казахский. Этой дате и была посвящена научно-практическая конференция «Тіл – ұлт бірілігі». В мероприятии, проходившем в рамках XIV фестиваля языков народа Казахстана, приняли участие заместитель акима области Бану Нургазиева, заместитель директора института языков имени Ахмета Байтурсынова к.ф.н. Сансызбай Мадиев, руководители ряда управлений, этнокультурных объединений, общественных организаций, ученые-лингвисты головного вуза региона.
Открывая конференцию, начальник областного управления по развитию языков Гульзайда Толеугалиева отметила, что за последние годы вопросы языковой политики находят свое постепенное решение, ведь для любой цивилизованной страны государственный язык является одним из ее главных символов. По сути это духовный и официальный атрибут народа. И сегодняшняя задача нашего общества – развить родной язык в соответствии с требованиями времени.
Затем выступила заместитель акима области Бану Нургазиева. В своей приветственной речи она отметила, что язык – как воплощение духа и души нации – является связующим мостом между людьми независимо от их национальности и вероисповедания, и повышение статуса государственного языка является долгом каждого гражданина страны. На современном этапе развития Казахстана государственный язык должен стать фактором единения всех народов, населяющих нашу страну. Собственно, это положение лежит в основе реализуемой в республике языковой политики, – подчеркнула она.
В ходе конференции были обсуждены актуальные вопросы государственной языковой политики, дальнейшего развития государственного языка, воспитания языковой культуры. Выступавшие обменялись мнениями об актуальных проблемах функционирования государственного языка, состояния языковой ситуации сегодня, поделились мнениями о том, как повысить статус и роль казахского языка.
На сегодняшний день наша главная задача состоит в том, чтобы создать все возможности для овладения родным языком подрастающим поколением, которое будет представлять будущее нашей страны. Но строительство новых школ, открытие садиков с казахским языком обучения еще не означает решение проблем развития, пропаганды и укрепления статуса языка, – справедливо полагает профессор университета Бибиайша Нурдаулетова. Казахский язык – очень богатый фразеологизмами, крылатыми выражениями, оборотами, многообразием синонимов красочный язык. Вопрос только в том, как применяется все это языковое богатство в практике? – вопрошает языковед. Не столь значимо, сколько людей говорит на казахском языке, важно – как говорят на нем. В этом плане мы должны вести большую объемную работу за культуру языка, соблюдать все правила литературного языка – правильное и грамотное произношение, правильное применение грамматики, стилистики и т.д. Одним словом, в чистоте языка должно быть заинтересовано все казахстанское общество, – подчеркнула Б. Нурдаулетова.
Заместитель директора института языков имени Ахмета БайтурсыноваСансызбай Мадиев в своем выступлении сделал акцент на необходимость укрепления статуса языка.
– Мы, начиная с родителей и заканчивая вышестоящими чиновниками, должны быть патриотами своего языка, проявлять гражданскую позицию по отношению к языку, создавать понятные, доступные методики изучения казахского. Да, у нас открылось много школ с казахским языком обучения, издаются газеты, книги, выходят телевизионные программы, но для продвижения языка нужна широкая аудитория. Нынешние сложные для восприятия тексты учебников и некреативные методы преподавания – одна из главных преград на пути к изучению языка. Любой человек от природы любознателен, а дети – тем более. Многое зависти от первого впечатления ученика. Здесь очень важно вовлечь ученика в процесс обучения, а потом поддерживать этот интерес. Почему бы учителю для начала не написать увлекательную речь о красоте, особенностях и уникальности казахского языка, а уже потом обучать грамматике? Например, немногие знают, что словарный запас великого Пушкина составлял не более 21 тысячи слов. У Шекспира – 15 тысяч, а Мухтар Ауэзов только в романе «Абай жолы» использовал более 17 тысяч слов. В целом, в 15-томном словаре казахского языка насчитывается 166 тысяч слов.
У нас еще не хватает качественных буклетов, хороших качественных книг, пропагандирующих казахский язык как государственный, красочно иллюстрированных сказок и книг для детей, которыми руководствовались бы учителя начальных классов и воспитатели в работе с малышами в детских садах. Возьмите любой учебник, и у вас возникнет впечатление излишней шаблонности и сложности восприятия. О каком обучении может идти речь? Хотя казахский язык по своим грамматическим особенностям не сложнее того же французского языка, да и не менее красочен.
У нас принимаются хорошие законы, но весь вопрос в том, как исполняются эти законы на местах? К сожалению, участие населения все еще очень пассивное. Ученые сегодня доказали, что до 13 лет у ребенка формируются образовательно-мыслительные процессы. А образование и мышление – тот самый очаг познания, который закладывается в человеке через язык. Мировоззрение человека складывается именно в этот период. Сегодня перед нами стоит задача – воспитание трехъязычного поколения, однако начинать нужно, в первую очередь, с казахского языка с тем, чтобы дети в совершенстве владели родным языком, овладевали им с младенческого возраста.
По численности населения, пользующегося казахским языком, мы находимся на 70-м месте среди государств мира, в то время как по языковому богатству – на третьем. Наш язык – удивительно богатый и поэтический. Мы обладаем хорошими ресурсами, но язык развивается у нас, к сожалению, пока еще не так, как хотелось бы, – посетовал Сансызбай Мадиев в интервью нашему корреспонденту после окончания конференции.
В целом, развитие государственного языка любой страны является делом времени и стремления всего населения обучиться языку. Вспомним, например, как несколько десятилетий назад проблема возрождения и развития государственного языка также остро стояла и в Израиле. Но ее удалось решить за достаточно короткое время. Сегодня бывший почти утраченным, иврит полностью возвращен к жизни как государственный. Вот только готовы ли мы, казахстанцы, родного языка всемерно укреплять статус своего родного языка? Вопрос только в желании каждого из нас.