С таким названием в Актау состоялся круглый стол, организованный Мангистауским областным комитетом ОО «Коммунистическая Народная Партия Казахстана». В нем приняли участие директоры и представители образовательных учреждений города, представители родительских комитетов, общественности, СМИ.
Как пояснила во вступительном слове первый секретарь областного комитета КНПК Рухия Алдонгарова центральный комитет партии озабочен проблемами в образовании, в связи с чем принято соответствующее обращение. В нем в частности говорится, что «…с началом учебного года, в системе образования обнажаются насущные проблемы, повторяющиеся из года в год. Это и бесконечные поборы в школах на ремонт, нехватка учебников, школьной формы, а также аварийное состояние многих государственных школ. Заявления чиновников о готовности к началу учебного года зачастую далеки от реальности».
По данным Министерства образования и науки на покупку учебников в этом году было выделено примерно 8,3 млр. тенге. Но проведенный Мангистауским областным комитетом КНПК анализ показал, что многие родители все так же вынуждены покупать учебники за свой счет. Представители партии считают, что это происходит из-за отсутствия планирования как в министерстве образования и науки, так и в региональных департаментах образования. Нет четкой стратегии обеспечения школьников необходимым учебным материалом и прозрачности в закупках.
Бурю негодования у казахстанцев вызвало недавнее выступление вице-министра МОН Есенгазы Имангалиева, который высказался против обеспечения казахстанских школьников бесплатными учебниками. Правда, затем, чтобы успокоить родителей, перед началом учебного года выступил министр образования Аслан Саринжипов. На брифинге он заверил, что цитата: «…мы провели ряд совещаний по этому вопросу, и, как нам докладывают области, практически все школьники на 100% будут обеспечены учебниками». Также он добавил, что более 2 млн. детей будут обеспечены бесплатным горячим питанием.
Но ситуация с бесплатным горячим питанием в школах тоже не ясна. Министр МОН А. Саринжипов обещал, что им будут охвачены 2 млн. школьников, и официальные данные министерства образования и науки это подтверждают. Но, они разнятся с реальными цифрами. Проведенный анализ показал, что во многих казахстанских школах, вместо обещанного бесплатного питания родители школьников вынуждены платить за обед в школе – минимум от 150 тенге.
Многие школы нуждаются в капитальном ремонте, но денег, выделяемых на ежегодный ремонт, хватает только на косметические меры. Причем, ремонт производится в коридорах, рекреациях, актовых залах, а ремонт классов зачастую ложится на плечи педагогов, которые вынуждены собирать деньги на ремонт с родителей.
Также по данным проведенного анализа выяснилось, во сколько в текущем году обошлись сборы ребенка в школу – минимум 40 000 – 50 000 тенге. При этом семейный бюджет среднестатистической мангистауской семьи порой не дотягивает и до ста тысяч в месяц. Есть даже прецеденты, когда семья была вынуждена брать кредит, чтобы купить все необходимое к школе. Впрочем, по статистическим данным департамента статистики по Мангистауской области среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в нашей области оставляет 116 679 тенге. Если допустить, что в семье оба родителя работают, например, отец зарабатывает 116 679 тенге, а мать, работая в бюджетной сфере, например учителем – 54379 тенге, то их совокупный доход в месяц составляет 171 058 тенге. Так вот расход на приобретение школьной и спортивной одежды и обуви, а также школьных принадлежностей и ранца составляет в среднем 33500 тенге – на одного ребенка начальных классов и 47000 тенге – на старшеклассника. А сели детей двое-трое? Но родители должны еще оплатить коммунальные услуги, например, семья из четырех человек – 15000 тенге в месяц и предусмотреть расходы на питание, в соответствии с минимальной потребительской корзиной это 60 000 тенге. Остаток – 15558 тенге. А ведь в каждой семье есть еще целый ряд нужд, требующих финансового участия. Одни медицинские услуги чего стоят.
Кроме этого на круглом столе обсуждалась тема родительских комитетов. Сама практика добровольной помощи родителей приветствуется и властями и педагогами, но в родительских комитетах эта помощь зачастую превращается в добровольно-принудительную. Из страха перед руководством школы, учителями, другими родителями многие родители вынуждены сдавать деньги в родительский комитет. Можно ли считать, взносы, пожертвованные из страха за своего ребенка, добровольными?
Остро стоит проблема авторитета учителя в школах. Сегодня, к сожалению, не редки случаи, когда школьники не воспринимают учителя как наставника и педагога. Относятся к нему, как к сверстнику, позволяя в отношении учителя грубость, хамство, а иногда и рукоприкладство. Так же в отношении учителей поступают и некоторые родители, не лестно отзываясь о педагогах, иногда даже в присутствии детей. Такое отношение не только подвергает сомнению авторитет учителя, но и ставит под угрозу сам учебный процесс.
Готовясь к круглому столу, активисты народных коммунистов выборочно посетили две актауские средние школы №5, №3 и среднюю школу №5 в селе Мангистау Мунайлинского района. Так, в СШ №5 до сегодняшнего дня ни текущий, ни капитальный ремонт не проводился. В 2014 году была разработана проектно-сметная документация на сумму 350 млн. тенге, однако средства выделены не были. В СШ №3 капитальный ремонт был проведен в 2009 году за счет местного бюджета, в 2014 году из местного бюджета было выделено 500 000 тенге на текущий ремонт. В СШ №5 Мунайлинского района текущий ремонт проведен за счет бюджетных средств. Во всех трёх школах деньги на ремонт с родителей не собирались, первоклассники и дети из малообеспеченных семей обеспечены бесплатным горячим питанием, все учебники выданы из фонда государственного бюджета. Родители за свой счет учебники не приобретали.
Однако острая дискуссия показала, что напрочь отрицать какие-то из вышеперечисленных явлений не стоит. По крайней мере, за круглым столом нашлись и те, кто проблем не видит и те, кто высказался без обиняков.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в системе образования, КНПК предлагает следующие шаги: 1) Провести анализ потребности казахстанских школ в учебниках. Создать условия для своевременного и полного обеспечения всех школьников бесплатными учебниками. Ежеквартально отслеживать потребность в учебниках. Сделать процедуру закупа учебников прозрачной. Ввести обязательную отчетность МОН в СМИ о затратах на покупку учебников. 2) Законодательно закрепить норму об обязательном бесплатном горячем питании учеников 0–4 классов; 3) Регламентировать деятельность родительских комитетов. Прописать основные функции комитетов; 4) Выделять родителям субсидии на покупку школьной формы и специальных учебных материалов. Субсидии могут быть выражены в виде госзаказа на изготовление школьной формы с последующей перепродажей по более низкой цене; разработать и ввести «Этику поведения учителей и родителей», где прописать основные правила, регламентирующие взаимоотношения учителей и родителей, а также способы разрешения конфликтов.