Двадцать восьмого марта в Мангистау на базе колледжа современной казахстанской академии «Болашак» в очередной раз прошла областная научно-практическая конференция, ее темой были обозначены «Основные вопросы профессионального развития в системе образования».
Учебный процесс на новый уровень
В ходе конференции прошло пленарное и три секционных заседания, где участники рассматривали проблемы нехватки квалифицированных кадров, в особенности технических специальностей, обсуждали формирование профессиональной направленности студентов ТиПО, говорили о том, каким должен быть молодой специалист ХХІ века.
– Наша главная задача – подготовка грамотных, всесторонне развитых, конкурентоспособных специалистов, способных внести вклад в социально-политическое развитие нашего государства, – говорит директор колледжа современной казахстанской академии «Болашак» Асель Каламкалиева. – Молодой специалист должен быть конкурентоспособным, поэтому одним из направлений в области образования является коренное обновление учебно-воспитательного процесса. В динамично меняющихся условиях воспитание грамотного специалиста, соответствующего требованиям времени, налагает большую ответственность на педагогов. Как реализует себя в дальнейшей профессиональной деятельности будущий молодой специалист напрямую зависит от знаний, которые он получит сегодня. Именно поэтому назначение областной научно-практической конференции, на которой мы сегодня собрались, – рассмотреть пути подъема учебно-воспитательного процесса на новый уровень.
Нам нужен рабочий человек
Как бы перемотав пленку назад, участники конференции вспомнили историю становления профессионально-технического образования, когда планы по развитию индустриализации СССР стали воплощаться в жизнь и стране понадобились квалифицированные кадры. Тогда и была подготовлена целая армия профессиональных рабочих.
– Уверен, знаменитое высказывание «кадры решают все», как и прежде имеет актуальное значение, – говорит директор музея ТОО «Прикаспийский машиностроительный комплекс» Марат Шушаков. – Что мы имеем сегодня? Сегодняшние выпускники совершенно не знают черчения, не умеют читать чертежи, это даже не претензия к преподавателям черчения, а к системе, которая не готовит таких учителей. Разряды, которые получают наши выпускники, не соответствуют их знаниям, умениям и навыкам, что вызывает претензии при их приеме на работу. Когда я возглавлял училище, ставшее ныне энергетическим колледжем, в приемной толпились директора заводов, которые просили предоставить лишнего токаря. Сегодня на производствах за работой токаря можно увидеть 70-летнего мужчину, а молодежи нет. Если выйти на улицу и спросить «Кто такой фрезеровщик?», 95 процентов представителей молодежи не дадут ответа. Чтобы обеспечить производства специалистами рабочих профессий, их везут из соседних областей. Я думаю, молодежи нужно объяснять, что колледж – это, прежде всего место, где готовят рабочих.
Между тем, есть ощущение, что специалисты рабочих профессий не нужны. А, собственно, зачем? Есть ведь гастарбайтеры. Покорные и благодарные нелегалы без образования, готовые выполнять любую работу за гроши.
– Профессиональный рабочий формируется в условиях, когда теория тесно переплетается с практикой, – продолжает М. Шушаков. – Дуальное обучение не очень эффективно, поскольку к каждому студенту наставника приставить нереально. Сегодня нужно глубоко разбираться в том, кто кому нужен, но то, что огромная армия юристов и экономистов нам не нужна – это однозначно. Нам нужен рабочий человек. И наши голоса «снизу» должны быть услышаны «наверху».