Компьютерная грамотность– новая дисциплина в дошкольной системе образования. С глобальной компьютеризацией для дошкольников она стала необходимостью, первой ступенькой для дальнейшего образования.
Важная часть современного образования
Современную систему обучения невозможно представить без компьютера. В Мангистауской области все дошкольные учреждения имеют кабинеты компьютерной грамотности, где воспитанники старших и подготовительных групп с помощью электронных тренажеров знакомятся с компьютером и готовятся к школе. Итак, в детских садах появились компьютеры – устройства для поиска, сбора, хранения, преобразования и использования информации в цифровом формате. Однако это просто компьютеры. Для превращения запрограммированного железа в средство обучения необходимы труд и специальные знания. Сегодня обучение дошкольников компьютерной грамотности должно осуществляться по двум приоритетным направлениям: это обучение элементарным навыкам работы с компьютером, и, конечно, проведение различных видов компьютерных занятий, направленных на активизацию мыслительной деятельности ребенка. Помимо этого, в программе должны быть отражены основные задачи развивающего обучения, учитываться предшкольная подготовка. Однако разработать планирование с учетом всего вышеперечисленного не просто, особенно учитывая тот факт, что в республике до сих пор не существует государственной программы по обучению компьютерной грамотности для дошкольников. На сегодняшний день, все программы, по которым работают преподаватели в детских садах, отличаются друг от друга. Если говорить в общем, то в результате занятий дети должны уметь проводить анализ при решении логических задач, иметь понятие о множестве, находить общий признак для группы предметов, выделять существенный признак предмета и группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей, а также уметь конструировать фигуру из ее частей и разделять фигуру на заданные части по представлению. И все это посредствам компьютера. Как правило, для того, чтобы научить детей вышеназванному, используются электронные тренажеры российского производства.
Плюсы и минусы информационных технологий
Для детей младшего возраста работа с компьютером – это весьма желанный вид деятельности, воспитуемые всегда рады взаимодействию с компьютером, но этот процесс должен быть жестко регламентирован.
В сегодняшних условиях информатизации общества воспитанники детских садов должны быть готовы к взаимодействию с образовательными информационными технологиями. Однако, большинство специалистов сходится во мнении, что использовать компьютер в развитии ребенка следует взвешивая все «за» и «против», прогнозируя эффекты. Включать компьютерные игры в образовательный процесс можно, начиная с пятилетнего возраста, но при этоминформационные технологии для дошкольного образования следует выбирать с особой тщательностью. Отмечается, что на данный момент из всей массы компьютерных игр, направленных на развитие детей, действительно полезными оказываются лишь единицы.
Телевизор, компьютер, мобильный телефон и iPad стали нынешним детям и подросткам лучшими друзьями. Яркие картинки, захватывающие сюжеты компьютерных игр, быстрый обмен информацией приводят в восторг подрастающее поколение. Однако, оценивая уровень вреда здоровью, который они наносят нынешней молодежи, невольно осознаешь, что с такими друзьями и врагов не надо. Колоссальное развитие информационных ресурсов открывает перед неокрепшими умами необъятный виртуальный мир, запретить который практически не получается. Это означало бы изоляцию ребенка от информационного пространства.
В образовательных заведениях под присмотром учителей, соблюдая требования безопасности и санитарно-гигиенические нормы, дети «общаются» с компьютерами дозировано. Проблемы начинаются, когда, придя домой, ребенок включает телевизор, компьютер и в отсутствии родителей остается один на один с миром высоких технологий. В промежутках между бесконтрольным нахождением в социальных сетях дети изредка учат уроки. Просидев полдня в Интернете, подросток укладывается спать с телефоном в руках, и обмен быстрыми сообщениями продолжается до глубокой ночи. Урон для психики и зрения непоправимый. Однако, многим родителям это очень удобно, ведь их чадо «занимается», не мешается под ногами и не бегает по дворам.
Зато статистика ухудшения зрения неумолимо растет. В настоящее время детям школьного возраста все чаще ставится диагноз «компьютерный зрительный синдром», это связано с несоблюдением элементарных правил работы с компьютером и просмотра телевизора. Медицинские осмотры, проводимые в школах Актау, показали, что у семидесяти процентов детей – близорукость, а порядка двадцати процентов из них страдают спазмом аккомодации, который возникает от перенапряжения глазной мышцы. Вылечить это можно, если четко соблюдать ограничения нахождения возле монитора: не более 40 минут учащимся среднего и старшего звена. Проблема заключается в том, что правила никто не хочет соблюдать.
Серьезной проблемой является и недостаточное поступление кислорода в головной мозг, которое связано с искривлением осанки у сидящего за компьютером, что в свою очередь также ведет к нарушению зрения. Вредит глазам и неправильное освещение.
Информационные технологии оказывают все большее воздействие на подростков, состояние их психики и здоровья в целом. Через общение в Интернете ребенок практически ежесекундно подвергается воздействию разнообразной информации. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный характер, негативно влияет на социальные нравственные ориентиры детей и подростков. Влияет она и на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею. Исходя из наблюдений, становится очевидным, что снижается уровень развития познавательной деятельности подростков, страдает словесно-логическое мышление, качественные показатели внимания и аналитические способности. Многим детям становится все труднее воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения.
Таким образом, сегодня все отчетливей видны не только преимущества информатизации, но и негативные тенденции этого процесса. Однако, несмотря на все предостережения недопустимо исключать освоение детьми начальной компьютерной грамотности из образовательного процесса, наоборот, необходимо обратить все силы для разработки специальных программ для самых юных пользователей.