Испокон веков люди вели отсчёт времени, и каждому народу были свойственны свои определённые способы летоисчисления. Способы и методы отсчета времени все время совершенствовались, и человек создавал разные календари, которыми им было удобно пользоваться. Одними из них были солнечный календарь, который был создан на основе учета восхода и захода солнца, и лунный, разработанный на основе наблюдения за рождением и исчезновением луны.
У персиян в обиходе была система летоисчисления, так называемая «иранская эпоха», ведущая отчет времени с 1 марта 558 года, но свой официальный статус она получила лишь в 1976 году.
Календарь «со дня сотворения мира», которым в старину пользовались русские, – один из древнейших календарей, созданных римлянами, и каждое название месяца в нём имеет свое происхождение. Так, например, январь, март, апрель, май, июнь брали свое начало от имён древнеримских языческих божеств. Март своим названием «обязан» богу войны Марсу, апрель – Афродите, май назван в честь богини плодородия Майи, июнь – в честь Юноны, январь – Януса. Июль («Julius») назван в честь Юлия Цезаря, ранее месяц назывался квинтилист, означавший пятый по счету месяц. Сентябрь (секстилист) и следующие за ним месяцы – октябрь, ноябрь и декабрь – происходят от латинских порядковых номеров: соответственно и названия их обозначают шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.
В период царствования Октавиана Августа в календарь были внесены изменения. Во-первых, шестой месяц – секстилист – был переименован и в честь Августа был назван августом. Во-вторых, Октавиан Август, ни в чем не желая уступать императору Цезарю, приказал один день февраля добавить августу. В результате реформ императора Августа был нарушен порядок гармоничного чередования месяцев с 30 и 31 днями (6/6): июль и август, декабрь и январь «заимели» 31 календарный день.
Этим календарем пользовались и наши предки. Древние казахи, как и древние римляне, 1 марта здоровались со старшими и получали благословение на год грядущий. По словам Абая, «казахи, жившие обособленно в течение года, во время Наурыза встречались с удовольствием, обсуждали дела, распределяли места кочевок, женили детей, решали спорные вопросы, веселились и радовались встрече». Эта традиция после была забыта оседлыми казахами, но сохранилась у кочевых казахов.
Римский календарь, которым пользовались наши далекие предки, составлен на основе древнеегипетского. Первый «солнечный календарь» был придуман греками и понятие «високосный год» также был введен ими. Все 365 дней в году они разделили на 12 месяцев с 30 днями, оставшиеся 5 дней не включили ни в один из 12 месяцев, считая эти дни праздничными – днями поклонения Богу-Создателю, казахи же эти пять дней называли «бес қонақ».
В 45 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввёл юлианский календарь. Новый год был перенесен, как уже отмечалось, с 1 марта на 1 января, так как астрологи, строившие свои предположения по звездам, считали, что благополучным днем для любого начинания считается 1 января. Прежнему одиннадцатому месяцу было дано имя бога Януса, месяц назывался «Januarius» – январь.
Разница между юлианским и природным календарем составляла 11 минут 14 секунд, поэтому день равноденствия через каждые 128 лет стал наступать на день раньше. Эта разница в 1582 году составляла 10 дней , а в 1918 году – 13.
Чтобы предотвратить в будущем запоздание календаря, по инициативе папы римского Григория XIII в 1582 году была проведена реформа, и издан Указ об изменениях, вносимых в отсчет времени, суть которых сводилась к следующему: счет годам был сдвинут на 10 дней, ккаждые 400 лет считать меньше на 3 високосных года. Задача реформы состояла в том, чтобы начало весны снова приходилось на 21 марта (а не на 11-ое), то есть следовало исправить ошибку – набегавшие лишние 10 суток – и в дальнейшем предотвратить её. Новый календарь стал называться григорианским или «новым стилем», а юлианский календарь, бывший в употреблении до этого времени, стал называться «старым стилем». Григорианский календарь тоже был несовершенен: календарный год стал отставать от астрономического на 26 секунд. Хотя разница в сутки накапливалась лишь за 3280 лет (не столь существенная в отличие от предыдущего), тем не менее, и это привело к смещению дня весеннего равноденствия.
Новый стиль отсчета времени в основном применялся в европейских странах. А степные казахи, как и другие народности, находившиеся под влиянием российской империи, до установления советской власти пользовались юлианским календарем, созданным на основе старого календаря древних римлян, но по сложившейся традиции началом года считали 1 марта – первый день Амала.
«Амал» или по-арабски «аль-Хамал» – название первой звезды 12 созвездий, расположенных на солнечном пути, – на казахский язык переводится «Тоқты», а на русский – Овен. Солнечный путь – место восхода и захода солнца – меняется каждый месяц, в течение года – 12 раз. Древние люди 12-ти созвездиям дали название 12 животных и назвали зодиакальным поясом. «Амал», «сәуір», «зауза», «саратан», «әсет», «сүмбіле», «мизам», «ахраб», «хаус», «жеді», «дәлу», «үт» – все это казахские варианты арабских названий созвездий. Древние астрологи, как отмечалось, свои предположения строили, опираясь на расположение звезд Зодиака. По их мнению, Солнце с 21 марта по 20 апреля появлялось около созвездия аль-Хамал.
24 января 1918 года советской властью был принят декрет о переходе на западно-европейский календарь. Согласно этому декрету отсчет времени был передвинут на 13 дней вперед, и день, наступивший после 31 января 1918 года, считался не 1-м, а 14 февралем, в результате чего традиционное «көрісу» казахов пришлось на 14 марта .
Конечно, никто не отрицает, что начало природного года для всего человечества приходится на 21 марта – день весеннего равноденствия. Этот день считали днем, когда смягчается синий камень Самарканда, когда каменные груди Матери-Земли дают жизненный сок. То есть это был день победы Добра над Злом, день милосердия, очищения от зла, ненависти и грехов, день всепрощения. Этот светлый праздник – великий день Улыса – вернулся к нам вместе с долгожданной независимостью. В народе бытовало поверье, что, если в этот день казан в доме будет полон, с дастархана отведают угощения родственники, друзья, соседи, и дом будет полон людей, то целый год в нем будут изобиловать достаток, царить единство и согласие, а домачадцам будут сопутствовать удача в делах, счастье и благополучие. День великого Улыса – это праздник милосердия, он призывает людей к любви и прощению грехов и обид. Помочь слабому, бедному, немощному, сироте – вот в чем заключается главный смысл праздника. На Наурыз прекращались войны между враждующими. «Если кто побьет тебя камнем, угости его пищей», – говорят умудренные жизнью аксакалы, призывая народ к миру и согласию. Само слово «наурыз» восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу – «новый», «руз» – день. Считается, что человек должен, прежде всего, изменить самого себя, тогда в действительности для него настанет новый день, который откроет ворота в новую жизнь.
14 марта – в традиционный день «көрісу» – люди здоровались, подавая обе руки, обнимались, прижимая друг друга к сердцу, чередуя объятия через оба плеча.
Обычай казахов «амалдағы көрісу» не является бессмысленным старым обычаем. Это понятие существует в памяти народа семь тысяч лет. Праздник Наурыз, его обычаи и традиции подтверждают, что наши предки на протяжении многих веков, несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, сумели не только сохранить, но и приумножить свою самобытную культуру в первозданном виде. В отличие от других праздников Наурыз-мейрамы имеет неповторимые, присущие только ему, свои особенности. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств – открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия, сострадания, доброты. И в этом заключается один из секретов, почему его прихода ожидают с таким нетерпением. Вот почему новые поколения независимого Казахстана должны ценить и сохранить этот праздник как один из святых заповедей и главных постулатов наших предков.
Сколько бы не изменялся календарь, степные казахи не забыли, что новый год начинается 1 марта, по новому стилю 14 марта с неизменным обычаем «көрісу», истоки которого берут свое начало со счета времени римлян. Арабские названия 12 созвездий, расположенных на звездном небосклоне, наши предки переименовали в казахские. В начале каждого года казахи с нетерпением ожидают на Амал снега, считая это добрым предзнаменованием, милостью, благодатью, ниспосланной народу Аллахом – «Алланың нұры». По поверью, снег на Наурыз дарует щедрый урожай и богатство. Как-то на днях один из моих сельских курдасов (ровестников) пожаловался, что в последние годы из-за резкой перемены климата прибавилось хлопот и забот в хозяйстве. «Если раньше на Амал устанавливались теплые, погожие дни, то теперь стал часто выпадать снег», – сетовал он. Но как знать, быть может, это и к лучшему, Возможно, это добрый знак небес, и сам Аллах поддерживает начинания независимого Казахстана.
Басшы АЗИРХАНОВ,
село Бейнеу.