Эти строки как нельзя лучше отражают как творчество, так и суть, натуру народной писательницы, лауреата Государственной премии и общественного деятеля Казахстана Фаризы Онгарсыновой, чья кончина в январе этого года всколыхнула всю общественность. Вместе со всем народом скорбели и мангистаусцы, которым, как никому другому, было очень близко и понятно творчество поэтессы. Здесь, на Мангистау, как часто признавалась сама Фариза-апай, она получала необычайную одухотворенность и черпала духовные и творческие силы. И проведение во вторник, 29 апреля, в областном музыкально-драматическом театре имени Н. Жантурина литературно-музыкального вечера «Тыңдаңдар, тірі адамдар», посвященного 100 дням со дня скоропостижного ухода из жизни Фаризы-апай, вполне понятно и тождественно: писательница считала себя неотъемлемой частицей Мангистау – родины предков, не раз вдохновлявшей ее. Именно Мангистау, давший новый импульс ее творчеству, вознес в свое время молодую поэтессу на литературный Олимп.
Здесь, на Мангистау, в 60-70 годах прошлого столетия будущая народная писательница, а тогда еще молодой журналист – собкор газеты «Лениншіл жас» по Западному Казахстану – часто выезжала в командировки на далекие отгонные участки, на нефтепромыслы, встречаясь с тружениками края, с представителями различных национальностей, прибывшими на освоение региона. Мангышлак – многоголосый, интернациональный – оставил не только глубокий след в душе Фаризы Онгарсыновой. Он ей дал путевку и открыл дверь в большую литературу. После опубликованного в газете «Лениншіл жас» цикла стихотворений и поэм «Менің Маңғыстауым» ее пригласили на работу в Алма-Ату. Еще более серьезный успех и признание ее творческого таланта предварил выпуск поэтического сборника «Монологи Мангистау», за который она была удостоена высокого звания лауреата Государственной премии РК.
«На Мангистау я чувствую себя королевой. Почему? Не знаю», – не раз признавалась она. Наверное, потому, что он был и оставался для нее краем с необычной и особенной энергетикой, приобщающей к миру поэзии, прозы, философии. И потому приезжала сюда часто, заряжаясь новой энергией и новым творческим вдохновением.
Её поэзия, рассчитанная на серьезного, вдумчивого читателя, не безразличного к тому, что происходит вокруг, светлая, как чистый родник, давала ей силы жить, противостоять злу, творить добро, оставаться человеком в любой ситуации. Ее строки легко и непринужденно проникали в душу, будоражили сердце, взрывая разум глубокой пронзительностью их смысла. До конца своей жизни Фариза Онгарсынова оставалась яркой и неординарной личностью, вокруг которой взвихривались и поэтические, и человеческие страсти. Автор многочисленных стихотворений, очерков, рассказов и повестей, известных далеко за пределами нашей страны, многие стихи которой были переложены на песни, она начала свое творчество более пятидесяти лет назад и всегда оставалась верна своему выбору.
Мудрый наставник, она, словно магнитом, притягивала к себе молодежь, такую же одаренную, неординарную, вдумчивую, как и сама. Черпала в ней силы и талантливая молодежь Мангистау, которую писательница особо опекала и в памяти которой она навсегда осталась настоящим художником слова, поэтом с большой буквы, женщиной с твердой жизненной позицией и бесстрашной амазонкой казахской поэзии: стихи ее вошли в жизнь людей без спроса, без утверждения в инстанциях и разрешения «сверху». И расположились они в самом надежном хранилище – в людской памяти и в сердцах поклонников ее творчества. О чем и поведал каждый из выступавших на вечере памяти, собравшем поклонников ее творчества, общественность города Актау. Жан-апа, так называли поэтессу в своих посвящениях ей поэты Мангистау – лауреат премии «Дарын» Светкали Нуржанов, Ануар Бимаганбетов, Нургуль Маулина, поэты состоявшиеся, известные далеко за пределами области. Приехали молодые поэты и из Астаны, Атырау, Кызылорды, и каждый из них посвятил Фаризе-апа, Жан-апа свои проникновенные стихи, поэмы, вспоминал о встрече с этой незаурядной женщиной. Посвятили литературно-музыкальную композицию поэтессе и артисты-жантуринцы.
«Фариза, Фариза-жан, Фариза-қыз», посвященные ей в свое время известным поэтом Мукагали Макатаевым строки доподлинно раскрывают ее образ – женщины, поэта, достойной дочери казахского народа. Кстати, на Западе часто практикуется, когда писатели-исследователи, опираясь только на один куплет стихотворения, могли посвятить автору или главному персонажу строк целую книгу. Возможно, как выразил уверенность принявший участие на вечере памяти Фаризы-апай аким области Алик Айдарбаев, открывая мероприятие, однажды и наши мастера пера, ученые-филологи возьмутся за исследование богатейшего поэтического и духовного наследия многогранной поэтессы, стоявшей особняком в ряду поэтов Казахстана. Как знать, быть может, для народной любимицы, творчество которой отличали высокая гражданственность, интернационализм и патриотизм, острая мысль, экспрессия и эмоциональность, мужественная непреклонность воина-поэта, начнется вторая жизнь – жизнь после смерти? Ведь даже сегодня, когда ее уже нет с нами, ее стихи хочется читать вслух, перечитывать снова и снова, как и голос ее, звучавший на вечере памяти со сцены в сохранившейся записи 50-летней давности, хотелось слушать вновь и вновь. Нужно отдать должное директору областного историко-краеведческого музея Тамаре Жумалиевой, полвека назад приобретшей и сохранившей в анналах музея записи выступлений знаменитостей СССР и Казахстана. Она безвозмездно передала организаторам мероприятия компакт-диск с записями произведений Фаризы Онгарсыновой «Мен саған сыр айттым», озвученные самой поэтессой. И на протяжении всего вечера, чередуясь с выступлениями местных поэтов, певцов и гостей, со сцены звучал до боли знакомый голос поэтессы – чуть хрипловатый, живой, волнующий.
И Светкали Нуржанову и Ануару Бимаганбетову, автору и ведущему вечера, и известным певицам Елене Абдыхалыковой и Розе Алькожа, приехавшим из Астаны, посчастливилось на себе испытать опеку и поддержку этой мудрой наставницы молодежи, исключительной женщины, обладавшей необыкновенной харизмой, открытой и прямой в суждениях, называвшей вещи своими именами, искренне радовавшейся за успехи нашей страны и молодых талантов, скупой на похвалы, а если хвалившей, то без тени лести и краснобайства.
Отмечали они и особенное качество отважной поэтессы – умение отстаивать свою позицию до конца, несмотря на полярные мнения и давление. Даже в советскую эпоху Фариза Онгарсынова не боялась писать и говорить о независимости народа, призывая любить и уважать свою нацию, ее традиции и культуру. Ее любовь и уважение заслужить было нелегко, но если приближала кого к себе, ее привязанность дорогого стоила. (Мне самой посчастливилось познакомиться с ней на праздновании 160-летия города Форт-Шевченко, где она рассказала о своей привязанности и любви к Мангистау. Позже мы встречались с ней и в Астане на Днях культуры нашей области. Всякий раз, когда Фариза-апай приезжала к нам, на Мангистау, я удивлялась ее феноменальной памяти: она не забывала людей, их имена. В каждую встречу она тепло обращалась ко мне: «Ғалияш, қалайсың? Қаламың үшкір ме?» (Галияш, как ты, остро ли твое перо?). И для меня эти встречи так же дороги, как и для тех, кто был удостоен чести дружбы с ней.
К мероприятию организаторы вечера подготовились основательно, проделав большую работу. Они пригласили из Астаны семью Фаризы-апай – сына Айбара, внука Алана, племянницу Алмагуль. Получили приглашение, как уже отмечалось выше, и известные в республике поэты, барды, певцы, которые исполнили свои и произведения поэтесы, переложенные на музыку (песни Фаризы-апай вот уже полвека звучат на казахской эстраде). На протяжении всего вечера транслировался фильм о ней – последние видеозаписи, сохраненные в архивах областного телевидения. На этих кадрах Фариза-апай, живая, харизматичная, рассказывала о годах становления молодой республики, о работе в Мажилисе Парламента РК, где как грамотный и справедливый политик отстаивала и защищала права матери и женщины. Виртуозно играла на домбре. С юморком рассказывала о том, как сочинила свое первое стихотворение, которое, как говорится, родилось по случаю. Как-то в ауле, возвращаясь домой после занятий в школе, одноклассница дала такую оплеуху-сдачу одному из бойких и неугомонных одноклассников, пристававшему к девочкам, что тот плашмя полетел на землю. Воспитанная в традициях степного народа, привыкшая считать, что каждый мужчина – батыр, Фариза была немало озадачена и высмеяла незадачливого «героя» в восьми рифмованных строчках. Так и пошли стихи.
Как рассказывала Фариза-апай, тем, что классическая казахская поэзия стала природным строительным материалом для ее стихов, она обязана матери, любившей старинные казахские песни и народные сказания и рассказывавшей их детям. Долгими зимними вечерами всей семьей они читали вслух книги, учили на память поэтические произведения. Отец и брат Фаризы погибли на фронте. И мать одна поднимала детей, как после и сама Фариза, заменив отца и мать восьмерым сыновьям и дочерям умершего брата, сумела достойно воспитать и поднять их всех на ноги.
Девушка, начинавшая в ауле свою деятельность учительницей казахского языка и литературы, затем журналисткой в областной газете «Коммунистік еңбек», первые острые статьи которой заставили обратить на себя внимание, стала оригинальным, ни на кого не похожим поэтом, развивавшим лучшие традиции казахской поэтической классики, уникальным явлением в казахской поэзии. И как справедливо отметил ведущий вечера, прошедшего в теплой, трогательной атмосфере, с кончиной Фаризы Онгарсыновой ушла целая эпоха – эпоха людей,которые на первое место ставили идеалы, принципы и цели. Фариза Онгарсынова останется в памяти каждого из нас не только как поэтесса, чьи стихи по-прежнему остаются читаемыми и любимыми во многих казахских семьях, но и как гражданин, деятель, который очень много внес в развитие культуры, поэзии и истории своего родного народа.