На балансе городского отдела ЖКХ сейчас находятся 337 лифтов в 174 высотных домах Актау. В 163 домах Актау работают по одному лифту (хотя проектом предусмотрено два работающих). В 2001 году по городу установили 30 новых подъемников. По разработанному плану на 2014-2017 годы были заменены 128 лифтов.
«Сейчас во всех высотных домах работает по одному лифту. Исключение – 7 дом 4 микрорайона. Там не работает ни одного. На сегодня необходимо заменить 356 лифтов. В 2019 году будет проведен конкурс на техническое обслуживание, и передача лифтов в доверительное управление», - рассказал и.о. начальника отдела ЖКХ акимата города Актау Кайрат Акыбаев.
Срок эксплуатации лифтов в среднем – 25 лет. Но есть в городе один «лифт-старожил», который работает аж с 1996 года. В 90-ые годы с развалом Союза, все подъемники в городе резко пришли в негодность. Дело в том, что лифтовое хозяйство перестало кому-то принадлежать, а потому разворовывалось тогда все, что плохо лежало. Практически во всех лифтах были украдены двигатели – их сдавали в пункты приема цветных металлов. Буквально за месяц все лифтовое хозяйство было парализовано. На замену требовались огромные средства, которые взять было не откуда. В связи с этим было принято решение – принять их в коммунальную собственность.
С 2012 года техническое обслуживание лифтов в городе взяло на себя ТОО «Актау лифт», у которого была и лицензия на этот вид работ, и сотрудники: лифтеры, электромеханики. За каждым сотрудником закреплены 8-10 лифтов в микрорайоне.
«Наша организация занимается именно техническим обслуживанием и ремонтом лифтов. Вся проблема в том, что подъемники в Казахстане не выпускают. Поэтому запасные части приходится заказывать в России, Китае или Турции. А они недешевые. К примеру, недавно, в 14 микрорайоне сломали замки в машинном отделении и украли в одном из лифтов двигатель. Его замена обошлась в 600 тысяч тенге. Средства выделил КСК», - говорит Копберген Джайлиев, директор ТОО «Актауские городские лифты».
В среднем в месяц приходится делать по 10-15 мелких и средних ремонтов. Еще чаще сотрудники выезжают на перезапуск лифтов. Подъемники сейчас все на автоматике, поэтому даже обычное удержание дверей (чтобы не уехал!) приводит к остановке лифта.
Но удержание лифта – это лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются лифтеры. Самая главная – это странное желание жителей что-то поломать, намусорить, поджечь.
«В прошлом году мы установили новый лифт в одном из домов 33 микрорайона. Не прошло и месяца, как кто-то измазал фекалиями кнопки и стены кабины. Жильцы дома начали жаловаться. Естественно, возмущались и лифтеры: «Почему мы должны это мыть за каждым?». А что мы можем сделать – портят лифты сами же жители, их соседи, дети, гости. Мы не можем к каждому подъемнику приставить круглосуточную охрану», - объясняет К. Джайлиев.
Лифт по адресу 4-7 вообще уже стал притчей во языцех. Сколько раз он уже горел – даже сами жильцы дома не помнят. К примеру, в 2016 году в лифт занесли спинку от дивана и подожгли её. Его отремонтировали, заменили сгоревший кабель. Но проработал он недолго – из лифта украли
тормозную катушку и двигатель. С тех пор лифт стоит, как памятник человеческой дикости и вандализму.
Ирина Смирнова живет в одном из высотных домов 9 микрорайона на 7 этаже. И не устает повторять: «Лифт- это как лотерея. Никогда не знаешь – доберешься домой на нем или придется подниматься с ребенком, с сумками и языком на плече».
«Мы много лет ждали, когда в нашем доме, наконец, появится лифт. И вот дождались. Но радость длилась недолго. Теперь он останавливается между этажами, или на каком-нибудь этаже, а дальше пешком приходится подниматься. То соседи начали на нем возить строительный мусор или материалы для ремонта – постоянно на полу шпатлевка, куски бетона, цемент. Постоянно заставляют лифт диванами, креслами, досками – тем, что выносят из квартиры за ненадобностью. А еще постоянно его используют вместо туалета – это уже классика жанра», - рассказывает И. Смирнова.
Несмотря на то, что проезд в лифтах сделали платным, отношения к этому устройству у жителей не изменилось. Руководитель предприятия по обслуживанию лифтов отмечает, что количество краж, поломок и порчи не уменьшается. Сейчас за 100 поездок жители платят 1000 тенге – выходит 10 тенге за один подъем или спуск. Раньше это удовольствие стоило 8 тенге.
«Конечно, тысяча тенге – это мало. Мы и так держим людей на небольших зарплатах. Лифтеры у нас получают по 40-50 тысяч тенге, а механики высшего разряда не больше 150 тысяч тенге. Но люди возмущаются даже из-за этой тысячи, поэтому мы и не требуем поднятия платы за проезд», - говорит Копберген Джайлиев, директор ТОО «Актауские городские лифты».