Одной из головной болью всех руководителей организаций, оказывающих коммунальные услуги, является взыскание коммунальных платежей. На 1 октября 2016 года население горда Актау задолжало предприятию «Каспий жылу, су арнасы» областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства более 116 миллионов тенге. Кроме того 60% от всей дебиторской задолженности физических лиц – это задолженность, не превышающая 20 тысяч тенге.
Сотрудники ГКП «Каспий жылу, су арнасы» (бывший ТВСиВ) установили запорное устройство на канализацию в жилой квартире по адресу: город Актау, 14-44-77. Собственником данной квартиры является Аджиев Аапис Абзарович. У данного собственника вышеуказанной квартиры на 1 октября 2016 года имеется задолженность за оказанные услуги по водоотведению (канализация) в размере 60 тыс. 560,50 тенге. Данная задолженность сформировалась за период с 2013 по 2016 годы.
– Юрисконсульт нашего предприятия обратился в суд с требованием взыскать задолженность с гражданина Аджиева. В июне 2016 судьей городского суда №2 было вынесено решение о взыскании данной задолженности. В августе 2016 года данное решение и исполнительный лист были направлены на принудительное исполнение частном судебному исполнителю, но по сей день задолженность так и не погашена. Мера вынужденная, поскольку ранее к должнику неоднократно обращались с просьбой погасить долг. Хотелось бы обратить внимание на то, что в отношении данного собственника уже ранее в 2012 году юрисконсультом предприятия подавалось исковое заявление в суд для взыскания задолженности, имеющейся на тот момент. Но это не привело к положительным результатам. На сегодняшний день по городу более девяти тысяч жителей нам должны 116 миллионов тенге. Задолженность каждого составляет от 3 до 60 тысяч тенге. Между тем ежемесячная оплата за услуги по водоотведению составляет небольшую сумму – около 700 тенге. Однако многие просто копят задолженность годами, объясняя это очень просто – удобно платить сразу за весь год. А проблема ведь в том, что люди не воспринимают неоплаченные вовремя квитанции как долг, – сказала консультант юридического отдела предприятия «Каспий жылу, су арнасы» Юлия Костина.
Как отметила Юлия Костина, составить четкий портрет типичного потребителя-неплательщика жилищно-коммунальных услуг достаточно сложно, поскольку низкий уровень платежной дисциплины настолько глубоко укоренился в общественном сознании, что в категорию должников и злостных неплательщиков попадают представители всех без исключения социальных слоев и возрастных групп.
– В практике своей работы мы сталкивались с должниками с доходом намного выше среднего, и это отнюдь не единичные случаи, а массовое явление – просто удобнее платить за услуги водоотведения не раз в месяц, а раз в год. В борьбе с должниками наше предприятие прибегает к разнообразным способам. К примеру, размещаем списка должников на доске объявлений – так называемые «списки позора», к сожалению, особого эффекта не имеют. Размещая списки должников, данным способом можно только психологически воздействовать на граждан. Или такой способ как начисление неустойки. Между тем подчеркну, что в настоящее время нами не используется данный способ, однако он находится на стадии внедрения и потому хотелось заострить ваше внимание на нем, в том числе. Если лицо не оплатило до 25 числа следующего месяца после прожитого, то уже с 26 начинает начисляться пеня за каждый день просрочки. Срок оплаты установлен в пункте 3 публичного договора на предоставление услуг по водоотведению и/или приему сточных вод. Также в этом же договоре в пункте 8 предусмотрена ответственность за просрочку оплаты за предоставленные услуги в виде неустойки в размере не более 1,5 кратной ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан, действующей на день уплаты этих сумм за каждый день просрочки. Или такой вариант – погашение задолженности в рассрочку. Среди добровольных способов погашения долгов можно выделить подписание сторонами графика погашения задолженности. Если у лица долг по водоотведению, то с ним можно заключить соглашение об оплате задолженности, за счет которого возможно вносить плату: ежемесячно в определенных частях и в срок, который подойдет для поставщика услуг. Наше предприятие в обязательном порядке извещает о задолженности. Неплательщикам, имеющим сумму задолженности более 3 тысяч тенге, а это порядка 9500 потребителей, мы направляем извещения с требованием оплатить долг. Но в силу того, что извещения разносим в рабочее время и мало кто из должников открывает двери, поэтому извещения зачастую просто вставляются во входные двери. Данную процедуру мы проводим два раза в год, так как для выполнения данной работы снимаются с основной работы работники предприятия, – пояснила консультант юридического отдела предприятия «Каспий жылу, су арнасы».
Для сведения жителей областного центра Юлия Костина сообщила, что в случае, если задолженность по услуге водоотведения стала превышать все разумные пределы, это и будет служить основанием к поиску эффективных методов, чтобы взыскание коммунальных платежей. На сегодняшний день это стало реальностью.
– Исчерпав все более-менее гуманные способы воздействия на актаусцев, имеющих большую задолженность за услуги водоотведения, предприятие перешло к радикальным мерам – начало ставить в квартирах неплательщиков заглушки на канализационные трубы. Публичный договор на предоставление услуг по водоотведению и/или приему сточных вод допускает возможность прекращения подачи услуги в отношении квартиры конкретного должника. Не входя в квартиру должника, через крышу дома, в стояк вводится специальная трубка с «щупом-видеокамерой». Сотрудники предприятия по метражу устройства определяют этаж отключения квартиры. Найдя нужное ответвление, они вводят специальное запорное устройство, которое не дает сливать отходы в канализацию. Теперь, каждый житель города, который более двух месяцев не платил за коммунальные услуги, находится в зоне риска. Так же хочу обратить внимание на то, что в случае причинения ущерба другим собственникам квартир (т.е. соседям нижних этажей), из-за приостановления подачи услуг путем запора канализационного выпуска, ответственность за причиненный ущерб будет нести только собственник имущества, в котором установлено запорное устройство. Предоставление коммунальных услуг возобновляется только после представления в организацию, предоставляющую услугу водоотведения, документов о погашении имеющейся задолженности. Такая мера является достаточно эффективной и стимулирует должников, позволяя добиться цели — взыскать задолженность за оказанные услуги водоотведения, – заключила Юлия Костина.