«Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии.
Оставаясь крупным игроком на рынке углеводородного сырья, мы должны развивать производство альтернативных
видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. Все возможности для этого у нас есть.
К 2050 году в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления»
(из Послания Президента страны народу Казахстана)
На базе средней школы №3 города Актау прошел тренинг для учителей общеобразовательных школ областного центра, в ходе которого педагогов ознакомили с реализованными в Мангистауской области проектами по программе «Энергоэффективное ЖКХ».
Напомним, что в Мангистауской области с 2014 года реализуется программа ООН, целью которой является создание в нашем регионе условий для устойчивого и равноправного социального и экономического развития, а также улучшения здоровья населения и системы здравоохранения.
Один из компонентов этой программы «Формирование и применение практик устойчивого развития в ответ на существующие проблемы, вызванные изменением климата, природными и техногенными аспектами развития, включая вопросы энергоэффективности в жилищно-коммунальной сфере и устойчивого экологического менеджмента» предусматривает оказание содействия в совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством и внедрение концепции «зеленой» экономики, переход к которой стартовал в Казахстане в 2013 году.
Тренинг, в котором приняли участие тридцать учителей химии, биологии и географии общеобразовательных школ города Актау, был организован ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» в рамках реализуемой совместной программы ООН с Правительством Республики Казахстан «Расширение возможностей Мангистауской области в достижении устойчивого развития и социально-экономической модернизации».
По словам президента ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафиковой, основная задача тренинга – проинформировать учителей о проектах, которые были реализованы в Мангистауской области по программе ПРООН.
– Наше общественное объединение проводит данное мероприятие с участием экспертов ПРООН Айман Шопаевой и Натальи Друзь. Приглашенные сегодня на мероприятие учителя, пройдя тренинг, смогут уже дальше работать с информацией, полученной в ходе него, и проводить открытые уроки, классные часы, которые будут способствовать осведомленности учащихся школ областного центра по вопросам внедрения зеленых технологий в практику жилищно-коммунального хозяйства в Мангистауской области, – подчеркнула Никар Рафикова.
Участникам мероприятия тренером Жаксыгуль Маханбетовой была предложена презентация, раскрывающая основные цели, задачи и направления развития «зеленой» экономики в Казахстане. К примеру, тренером в ходе презентации были разъяснены семь ключевых направлений «зеленой» экономики, включающие в себя внедрение возобновляемых источников энергии, энергоэффективности в системе жилищно-коммунального хозяйства, органическое земледелие в сельском хозяйстве, совершенствование системы управления отходами и водными ресурсами, развитие «чистого» транспорта, сохранение и эффективное управление экосистемами, и четко обозначены задачи «зеленой» экономики в Республике Казахстан, такие как повышение эффективности использования ресурсов, усовершенствование казахстанской инфраструктуры, улучшение благосостояния населения.
Особый интерес у участников тренинга вызвали вопросы внедрения энергосберегающих технологий, позволяющих помимо экономии потребляемой воды, тепла, газа, электроэнергии, улучшить окружающую среду, а также семейный бюджет, получив существенную экономию при оплате коммунальных услуг.
Примеры в ходе презентации были приведены как из практик внедрения «зеленых» технологий в разных странах мира (напомним, что ПРООН оказывает содействие в данном вопросе более чем 170 странам мира), так и на примере Мангистауской области.
К примеру, и средняя школа №3 города Актау, на базе которой проходил тренинг, была выбрана не случайно. Дело в том, что в прошлом году при содействии ПРООН в школе был установлен автоматизированный тепловой пункт. Именно в этой школе в рамках программы ПРООН была проверена эффективность освещения учебных классов и соответствие его санитарным нормам.
– Выяснилось, что освещение школьной доски во всех кабинетах не соответствует санитарным нормам, а это, в свою очередь, чревато снижением зрения учащихся. Поэтому в школе за счет средств ПРООН была модернизирована система освещения, а также установлен автоматизированный тепловой пункт. Таким образом, экономия средств за оплату тепла составила, по словам главного бухгалтера школы, 700 тысяч тенге за год, – отметила Никар Маликовна.
Участники мероприятия также узнали и о других проектах, реализованных в Мангистауской области при содействии ПРООН. Но учителей интересовали, в первую очередь, как «зеленые» технологии внедряются в школах нашей области, насколько это реально и эффективно в климатических условиях мангистауского региона.
К примеру, в школе-гимназии села Курык Каракиянского района при содействии ПРООН была построена в прошлом году теплица из сотового поликарбоната – современного материала, защищающего растения от попадания прямых солнечных лучей. Также построено канализационное очистное сооружение. Как отметили эксперты ПРООН, полученная из КСО вода, пройдя все этапы очистки и ультрафиолетовой обработки, исходя из результатов лабораторных исследований становится пригодной не только для полива растений, но и для питья. По периметру школы установлено 25 столбов уличного освещения с энергоэффективными лампами.
Экономия бюджетных средств от освещения и сокращения интенсивности вывоза септика позволила данной организации образования модернизировать систему внутреннего освещения.
Учителя ознакомились в ходе презентации также и с другими пилотными проектами, направленными на повышение энергоэффективности и комфортности жилищно-коммунальных объектов. Например, обновленная система проветривания помещений, автоматизированная котельная, установленное светодиодное освещение в средней школе им. Е.Умирбаева города Форт-Шевченко Тупкараганского района позволило не только улучшить микроклимат школьных кабинетов, сэкономить электроэнергию, но также способствовало значительному повышению уровня комфортности (устранены «недотопы» и «перетопы» отдельных помещений), а также сокращению выбросов парниковых газов. А установленные для рационального использования воды сенсорные краны и трехсекционные раковины для мытья посуды стали наглядным примером того, как можно и нужно экономить воду.
Также реализуются проекты, направленные на внедрение энергосберегающих технологий в учреждениях образования Мунайлинского и Тупкараганского районов: возведение эффективного тепличного комплекса в средней школе села Таушык Тупкараганского района. А вот, к примеру, секционное заседание августовского совещания работников образования Мангистауской области прошло в средней школе села Батыр Мунайлинского района, в которой учителя смогли ознакомиться с результатами реализованного проекта – как функционирует энергоэффективное освещение в школе и самое главное – радующая всех яркая цветочная оранжерея из 150 видов растений.
Необходимо отметить, что одним из ярких наглядных примеров развития и внедрения «зеленых» технологий является действующий с сентября 2015 года на базе Вячеславской средней школы (село Арнасай Акмолинской области) центр распространения знаний «Народная академия зеленых технологий».
С опытом работы этого центра летом текущего года при содействии ПРООН смогла ознакомиться и мангистауская делегация.
Как отметила директор Вячеславской средней школы Татьяна Немцман, внедряемые с 2003 года на базе школы «зеленые» технологии позволили сначала удержать школу от развала, а само село – от массового оттока жителей в город, а затем – стать устойчивой ресурсной площадкой для распространения опыта внедрения «зеленых» технологий в Республике Казахстан.
На сегодняшний день в центре функционируют фитодиодная теплица, капельное орошение, установлены энергоэффективные окна, светодиодное освещение, пластинчатые и трубчатые солнечные коллекторы, пиролизные печи, сенсорные краны, ионизаторы воздуха. К примеру, капельное орошение, применяемое в теплицах центра, позволяет на 75% экономить воду и получать урожай в 2-3 раза больше. Кстати, свежие овощи и зелень – на столе учащихся и гостей центра круглый год. А элитные рестораны Акмолинской области в меню в обязательном порядке включают продукцию центра «зеленых» технологий, так как она пользуется огромным спросом у посетителей. Использование солнечных коллекторов позволило центру за год сэкономить 32 тыс. кВт. Как считает директор Вячеславской средней школы, это – отличный показатель. Но самое главное – в этой школе на базе центра организован досуг детей во внеурочное время: практически у каждого ребенка свой проект по внедрению «зеленых» технологий, и в этом им помогают как педагоги так и родители. Здесь и педагогический коллектив и родительская общественность работают единой увлеченной своим делом командой, а дети видят результаты своих научных изысканий и труда.
Центр, площадь которого составляет 1200 кв.м., за год принял более трех тысяч человек. Опыт работы Вячеславской средней школы перенимает и Назарбаев Интеллектуальная школа.
В Мангистауской области также становится актуальным вопрос внедрения «зеленых» технологий в общеобразовательных школах. Об этом сообщила в интервью нашему изданию руководитель областного управления образования Зейнеп Тастемирова.
– По этой линии мы начинаем совместные проекты с областным управлением природных ресурсов и регулирования природопользования. На сегодняшний день функционируют теплицы в школе села Отес Мангистауского района и в школе-гимназии в селе Курык Каракиянского района. А оранжерея в школе села Батыр Мунайлинского района насчитывает более 150 видов цветов. Секционное заседание августовского совещания работников образования нашей области мы провели в этой школе. Надеемся, что у учителей, увидевших эту красоту, с любовью созданную руками учеников, появится много идей по внедрению «зеленых» технологий и у себя в школе. Это красиво, полезно, а самое главное – у детей и родителей будет интересный досуг, – сказала Зейнеп Тастемирова.
Внедрение «зеленых» технологий актуально в Мангистауской области не только в организациях образования. В селе Бейнеу Бейнеуского района реализован при содействии ПРООН проект, направленный на улучшение экологического благополучия населения: здесь организованы раздельный сбор мусора и вторичная переработка пластиковых отходов, а также цех по мойке, сушке, дроблению пластиковых бутылок. Проведена модернизация уличного освещения центральных улиц городов Актау и Форт-Шевченко, трассы Актау – аэропорт путем установки энергоэффективного осветительного оборудования, а также в многоквартирном жилом доме № 157 третьего микрорайона города Актау установлен автоматический тепловой пункт. С целью решения проблемы водообеспечения в трех многоэтажных домах (№№ 16,17,19) девятого микрорайона (наиболее проблемном участке города Актау) были установлены буферные емкости с разрывом струи, в которых вода накапливается, поступая из центральной системы водоснабжения. Таким образом, многолетняя проблема жильцов этих домов с нехваткой воды особенно в летнее время года была решена. Как считают эксперты ООН, распространение данного опыта решения проблемы водообеспечения необходимо распространить и на другие многоэтажные дома областного центра.
После презентации перед каждым из участников тренинга была поставлена задача – разработать план классного часа с целью повышения осведомленности школьников по вопросам внедрения «зеленых» технологий в практику жилищно-коммунального хозяйства Мангистауской области. Такие классные часы затем учителя проведут в школах.
– Разработанный в ходе тренинга план проведения классного часа учителя передадут тренеру, который даст рекомендации, акцентируя внимание на недостающих моментах, и отправит каждому учителю исправленный вариант по электронной почте. По итогам проведенного тренинга лучшие разработки будут рекомендованы областному управлению образования как руководство к действию для учителей при проведении классных часов, – подчеркнула Никар Маликовна. – Это уже второй тренинг, который мы проводим в СШ №3 г. Актау для учителей химии, биологии и географии. Первый тренинг состоялся в этой школе для двадцати учителей Мунайлинского района. Учителя, получив информацию о проектах, реализованных в рамках совместной программы ООН с Правительством Республики Казахстан, смогут провести классные часы, в ходе которых расскажут детям, что такое энергоэффективность и ознакомят школьников с действующими в нашей области «зелеными» технологиями. Мы планируем рекомендовать акиму области, чтобы такие проекты внедрялись и в других населенных пунктах, – пояснила президент ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафикова.
Также в октябре в Мангистауском колледже туризма прошла пиар-акция, посвященная вопросам энергоэффективности. Участникам акции были розданы листовки и брошюры, касающиеся вопросов сбережения воды, электроэнергии и тепла в быту. Со студентами была проведена познавательная викторина, по итогам которой победители и участники получили от ПРООН памятные призы. Как отметили студенты, они узнали много полезной и нужной информации и теперь знают, как в повседневной жизни нужно экономить воду, тепло и электричество.