«Модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения.
Общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 триллионов тенге с ежегодным выделением до 2020 года
из всех источников финансирования не менее 200 миллиардов тенге».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
На протяжении последних лет модернизация систем тепло-, водоснабжения и водоотведения осуществлялась в основном за счет целевых трансфертов акиматов областей и городов Астаны и Алматы в рамках отраслевых программ. За четыре года из республиканского бюджета в рамках программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы (ныне программа развития регионов до 2020 года) на модернизацию коммунальной инфраструктуры направлено 54,3 млрд. тенге. В результате построено и реконструировано 2 655 км инженерных сетей и 30 котельных мощностью до 100 Гкал/ч.
Однако, средств, выделяемых на модернизацию инфраструктуры ЖКХ, было недостаточно. На сегодняшний день в Республике Казахстан объекты теплоснабжения используются со сверхнормативным сроком эксплуатации. 40% этих сетей от всей протяженности имеет стопроцентный износ, что влечет значительные фактические тепловые потери и высокую аварийность. Непринятие мер по широкомасштабной замене сетей и оборудования, как следствие, приводит к росту числа аварийных ситуаций. В среднем по республике производилась замена порядка 300 км сетей в год, в то время как заменить необходимо не менее 5% или 750 км. Аналогичная ситуация и с водопроводными сетями, где износ составляет более 60%.
6 апреля текущего года Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева утверждена Государственная программа по инфраструктурному развитию «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы. Данная программа разработана в целях реализации Послания Главы государства «Нұрлы жол – путь в будущее», где предусмотрены меры по ускоренной модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Программой «Нұрлы жол» предусмотрено выделение значительных финансовых средств. В 2015 году выделяется 60 млрд. тенге, в 2016 году – 90 млрд. тенге, в дальнейшем ежегодно 100 млрд. тенге. Модернизация систем тепло-, водоснабжения и водоотведения будет проводиться через механизмы бюджетного кредитования и бюджетного субсидирования.
Бюджетное кредитование
Кредитование проектов из республиканского бюджета за счет средств Национального фонда будет осуществлено через механизм бюджетного кредитования. Кредиты предоставляются заемщикам в лице местных исполнительных органов сроком на 20 лет по 0,01% ставке вознаграждения в год. Льготный период по выплате основного долга не должен превышать 6 лет. В последующем кредиты будут предоставляться конечным заемщикам в лице субъектов естественных монополий по 0,02% ставке вознаграждения в год.
АО «КазЦентр ЖКХ» определено поверенным (агентом) по бюджетному кредиту, которое будет предоставлять заключения по каждому инвестиционному проекту. После получения положительного заключения АО «КазЦентрЖКХ» бюджетный кредит будет выделен в установленном порядке конечному заемщику. Основной задачей данного механизма является прекращение практики выделения безвозвратных трансфертов в регионы. С 2016 года финансирование новых проектов планируется осуществлять на возвратной основе.
Субсидии (инфраструктурные гранты)
В целях проведения ускоренной модернизации за счет привлечения заемных средств, в том числе международных финансовых организаций, государством будут предоставляться инфраструктурные гранты или субсидии из республиканского бюджета в сфере модернизации, реконструкции и строительства систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Приоритетное право на получение инфраструктурного гранта будут иметь субъекты естественных монополий, реализующие проекты с привлечением средств международных финансовых организаций. Оператором по предоставлению инфраструктурного гранта также определено АО «КазЦентрЖКХ», которое будет осуществлять полную координацию с международными финансовыми организациями по всем вопросам, начиная от подготовки проектов в ЖКХ и структурирования схемы финансирования, заканчивая реализацией проектов.
Порядок выплаты субсидий из бюджета будет определен Министерством национальной экономики РК по согласованию с Министерством финансов РК, после внесения необходимых изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты.
Сегодня государством уделяется особое внимание сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование которой объективно отвечает интересам большинства граждан. Коммунальная инфраструктура в стране характеризуется высокой изношенностью.
Средний износ теплосетей по стране составляет 63%. При этом около 40% или 9,6 тыс. км имеют 100% износ. Ежегодные потери тепловой энергии составляют в среднем 10,7 млн. Гкал.
Сети теплоснабжения в республике характеризуются высокой аварийностью (в среднем 200 технологических нарушений на 100 км) и имеют высокие теплопотери (порядка 40%).
В неудовлетворительном состоянии значительное количество источников выработки тепловой энергии, прежде всего котельных, а также большинство водопроводных и канализационных сетей. Основная часть водопроводных сетей в регионах требует капитального ремонта или их полной замены.
По обеспеченности населения системами централизованного водоснабжения Республика Казахстан уступает развитым странам, в которых уровень обеспечения водоснабжением и водоотведением составляет 90-95%.
Государственная программа по инфраструктурному развитию «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы предусматривает ускоренную модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства путем бюджетного кредитования и субсидирования.
Для участия в программе производился отбор проектов в соответствии с установленными критериями. К этим критериям наряду с необходимостью кредитоспособности заемщиков и окупаемости, относятся требования по экономической и социальной эффективности проектов, приоритеты по переходу к единой технической политике, использованию современных технологий, материалов и оборудования, проведению мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Немаловажную роль играет также привлечение отечественных товаропроизводителей, которые способствуют стабилизации производства, развитию рынка промышленной продукции, обеспечению занятости и роста уровня жизни населения.