По поручению Премьер-Министра страны Серика Ахметова, данному Министерству экономического развития и торговли совместно с агентствами по регулированию естественных монополий и по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в РК, разработан и готов к внедрению план проведения широкомасштабной модернизации и реконструкции всей системы водоканалов и водоснабжения на 2013-2015 годы в целях экономии воды как стратегического ресурса.
В частности, данным комплексным планом предусматривается внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов (водоканалов) с целью увеличения их финансирования, необходимого для нужд водохозяйственных субъектов. Что это значит?
В целом по республике изношенность тепловых и водных сетей составляет 70-80%, и наша область в этом отношении не исключение. В ходе разработки комплексного плана было выявлено три основных фактора, обусловливающих плохое положение водохозяйственных организаций, посредством изменения функциональности которых планируется кардинально изменить несовершенство всего менеджмента водохозяйственных субъектов, а главное, стимулировать стремление населения к экономии.
Итак, три составляющие, которые подлежат корректировке: первое — доведение заработной платы работников водохозяйственных организаций до уровня среднерегиональной. По данным статуправления, озвученным начальником отдела регулирования естественных монополий и цен Айткулом Онаевым, в Мангистау он составляет порядка 164 тысячи тенге в месяц. То есть в качестве стимулирующего принципа для поддержания рабочего духа и предотвращения текучести кадров в водохозяйственных организациях предусмотрено повышение оплаты труда, что само по себе очень даже неплохо.
Второй аргумент — включение в тариф полного амортизационного объема основных средств. Для этого водохозяйственные организации должны провести переоценку основных средств, а по результатам полностью и едино-временно включить в затратную часть тарифа весь амортизационный объем. Разница в том, что ранее амортизационные начисления включались в тариф поэтапно, например, с периодичностью утверждения тарифов и не в полном объеме, что сдерживало их рост.
И третий фак-тор — прибыль предприятия. Обычно для поддержания рентабельности и возможности развития субъектам было позволительно рассчитывать ставку прибыли за счет увеличения тарифов не более чем на 5-10%. Теперь ставка может достигать 30%. Все три перечисленные факторы будут прямо влиять на формирование и рост тарифов, увеличивая его от 200 до 400%.
Впрочем, одномоментного повышения тарифов на воду для всех водоканалов не ожидается. Комплексным планом для начала предусмотрена разработка критериев отбора водоканалов, подлежащих переходу на предельные тарифы в период с 2013 по 2015 год, критерии, в свою очередь, зависят от изношенности инженерных сетей. В нашей области рассчитывать на такого рода инвестиции могут два базовых предприятия — ГКП «Каспий жылу су арнасы» и ГКП «ОзенИнвест» и третье предприятие, претендующее войти в список — ТОО «МАЭК-Казатомпром», стремление которого, впрочем, вызывает обоснованный скепсис.
На данный момент независимую финансово-техническую экспертизу с целью объективной оценки состояния своих сетей проводит ГКП «Каспий жылу су арнасы», а параллельно к пересмотру тарифа на производство воды готовится и монополист ТОО «МАЭК-Казатомпром».
Следует пояснить, что сам новый механизм формирования тарифов предусмотрен только для тех водоканалов, тарифы на воду которых не превышают 200 тенге за 1 м3 в разовом порядке. Но это соотносится с регионами, где много природных источников питьевой воды. Наш регион в этом плане особенный, имеет свою специфику, и если, как было указано выше, по условиям комплексного плана новый механизм формирования тарифов предписан лишь водоканалам, предельный тариф которых не превышает 200 тенге/м3, у нас уже сейчас тариф доходит до 257,38 тенге/м3. В целом же по республике он порой доходит до 1000 тенге/м3, это касается сельских местностей и связано с высокой стоимостью водопроводов.
В этой связи большие надежды возлагаются на ввод дифференцированных тарифов, предусматривающих льготные категории, что должно облегчить нагрузку на слабозащищенные слои населения. На данный момент дифференцированные тарифы по группам потребителей введены во всех регионах страны, а по объемам потребления — в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызыл-ординской и Мангистауской областях.
Тарифы «по объемам потребления» до 2013 года были представлены двухуровневой системой (до 1 м3 — 186,38 тенге, свыше — 257,38 тенге), а с текущего года внедряется трехуровневый принцип.
К сожалению, государство в фокусе данной проблемы ограничивается только разработкой комплексного плана, финансовое бремя полностью ляжет на плечи потребителей. По озвученной директором ГКП «Каспий жылу су арнасы» Сериком Гусманом информации, этой компании требуется порядка 40 млрд. и 12 лет, в течение которых они смогут полностью обновить всю трубопроводную систему.
Варианты привлечения инвесторов не рассматриваются, так как коммунальное хозяйство по определению убыточно, и никто вкладывать в него деньги не собирается. В том числе и государство. К тому же, если взять деньги у инвесторов, возвращать придется с процентом, а он, будучи заложенным в тариф, опять-таки ляжет на плечи потребителей. Получается, в качестве инвесторов так или иначе назначены потребители.
Разумеется, под комплексный план подведена мощная рациональная подоплека: население ведь хочет получать качественную воду, хорошее обслуживание? Значит, надо платить. Тем более, что план утвержден. Новая методика расчетов будет представлена общественности ориентировочно в мае.