С тех пор, как участники трудового фронта стали получать специальное государственное пособие, в газету «Огни Мангистау» не раз обращалась с вопросами относительно их назначения и выплаты.
Иванова Валентина Никифоровна 18 лет добивалась статуса участника трудового фронта. Архивные справки, запросы, переписка с чиновниками. За много лет у Валентины Ивановой скопились кипы бумаг.
В интервью она рассказала,как сложно ей было добиться признания ее участником трудового фронта.
– В двухтысячные годы председателем совета ветеранов войны и труда был Турарбек Игликов, благодаря которому, меня утвердили членом совета ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта и выдали соответствующее удостоверение. С этим документом я обратилась в пенсионный отдел, чтобы зарегистрироваться и получать пособие. Однаков грубой форме мне было отказано. К этому времени Турарбека Игликова не стало, и помочь было некому. С меня требовали троих свидетелей, которые со мной работали, трудовую книжку и многое другое. Чтобы собрать хоть какую-то информацию я писала в архив г. Тамбов, где прошли мои годы во время войны, но ответа я так и не получила, – сказала Валентина Иванова.
Детство Валентины Никифоровны прошло в Подмосковье в провинциальном городе Тамбове. Когда началась война ей исполнилось семь лет. И все сразу изменилось. Продукты из магазинов исчезли, а вместо денег появились карточки.
– Каждую ночь в 23 часа немцы начинали атаковать. Голос диктора звучал: «Воздушная тревога, спускайтесь в бомбоубежище». Было страшно. Зрелище летящего самолета, с которого падали бомбы вызывало панический ужас. Город оборонялся. На крышах домов устанавливались зенитки. Прожекторами освещали вражеские самолеты и вели по ним огонь. В тот период закрыли школы. В них развернули госпитали, – рассказывает Валентина Никифоровна.
Несмотря на то, что все мужчины были призваны на защиту Отечества, жизнь продолжалась. В городе оставались только женщины, дети и пожилые люди. Появилось много беженцев. Объединившись,люди все вместе становились на защиту Родины, своего дома и родных.
– Сообща мы со всеми рыли окопы, чтобы укрываться от снарядов и танков. Так как в школах расположились госпитали, занятия по школьной программе проходили на чердаках домов. Бумаги не было, писали на обрывках газет, – вспоминает Валентина Иванова.
Вместе со школьными учителями дети готовили концерты для раненых, читали стихотворения, ставили всевозможные пьесы. В домашнее задание входило вязать носки, перчатки и шарфы.
– В городе было открыто суворовское училище для детей, у которых погибли родители. К 1942 году от города остались одни руины. Он оказался в кольце оккупантов, но мы не сдавались. Люди стояли насмерть. Нам пришлось встретиться лицом к лицу со страшными событиями, когда не было еды, стояли лютые морозы, и не было дров, чтобы растопить печи. Приходилось сжигать мебель. Чтобы помочь раненым мы с ребятами собирали съедобные травы – крапиву, щавель, лебеду и готовили целебные отвары. Война закончилась, когда мне исполнилось 12 лет, – рассказывает Валентина Иванова.
Великая Победа оплачена действительно невероятно дорогой ценой – десятками миллионов человеческих жертв, умерших от пуль, бомбежек, голода, холода, от ран, от пыток в фашистских застенках, замученных в концентрационных лагерях, утонувших во время форсирования рек, повешенных за поддержку и даже сочувствие к партизанам.
Победа над врагом была общей. Без поддержки тыла – снарядами, продуктами питания, боевой техникой, обмундированием, медикаментами, фуражом, и так далее, одолеть, переломать хребет вооруженному до зубов противнику было бы просто невозможно. А какой важной составляющей была моральная поддержка!
Главный лозунг военного времени «Все для фронта, все для Победы» и его знали все – от мала до велика. Отцы и старшие братья уходили на фронт, а рядом с матерями оставались и помогали дети. Те дети и подростки, которые сегодня достигли зрелого возраста, которых то и стариками назвать язык не поворачивается. Сегодня каждый из них достиг своей цели, несмотря на то, что прошел, самое тяжелое время в истории. Старшее поколение это труженики, люди, благодаря которым сегодня нам не приходится голодать, сжигать мебель, чтобы согреться и получать знания на чердаках.