Великий праздник 9 мая – День Победы. Это одновременно радостный и грустный день. Наши деды и прадеды, отдавая свою молодость и жизни приближали победу. Практически каждая семья потеряла родных и близких, война не обошла стороной никого. Не смотря на все невзгоды и горечь тех событий, наши ветераны безгранично патриотичны и преданы своей стране. Время все больше отдаляет нас от тех драматических событий, но мы продолжаем помнить и уважать героический подвиг тех, кто выстрадал эту победу. Годы войны хранят образы мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших Родину.
Участнику Великой Отечественной войны Петру Морозову в этом году исполнилось бы 96 лет. Фронтовик до самой кончины, несмотря на столь солидный возраст, с удовольствием, но и не без слез делился своими воспоминаниями о военном времени и в подробностях рассказывал о самых страшных, но памятных моментах тех лет.
Родился Петр Михайлович в Ставропольском крае 29 июля 1922 года. Позже проживал в Краснодарском крае. Семья была большая – 14 детей, поэтому работать он начал рано. Окончил всего три класса, а в 1932 году семья снова переехала на Родину.В то время Петр Михайлович работал на Невинномысском канале.
Когда началась война, жителей эвакуировали в Забайкалье. Там он работал на танкоремонтном заводе, откуда его и других ребят призвали в армию и отправили в Маньчжурию – копать противотанковые рвы. Задача была не из легких, им приходилось выкапывать по восемь кубов земли ежедневно. Сказать, что пропитание оставляло желать лучшего – ничего не сказать. Нередко молодые парни просто голодали.
Через несколько месяцев, по просьбе самих ребят,их забрали на фронт.
В Воронежской области на станции Ильина, Петр Михайлович принял первое боевое крещение. Он был минометчиком в 321-ой дивизии, которую немцы очень боялись и называли «дикой».
В одном из боев его ранило. Рана была серьезной, основной удар пришелся на затылок, а осколки вытаскивали со всей спины. Правда, один все же остался «гостем» на всю жизнь. Как шутил сам Петр Михайлович: «Я его не трогаю, и он – меня». Подлечившись, спустя некоторое время, Петра и его товарища отправили помогать хирургам – зашивать, вскрывать. Но проработали парни не долго – сбежали:
Объяснял Петр Михайлович это просто: «Я солдат, а не хирург!». Он рассказал о том, что их было двое, и как-то его товарищ сказал, что недалеко от госпиталя расположилась 18-ая танковая бригада, которая входила в III-ий отдельный танковый корпус генерала Ротмистрова. Предложил ему сбежать и Петр согласился. На месте их приняли, сразу же они получили обмундирование и отправились на двухнедельные курсы механиков-водителей танка Т-34.
Стояла задача была прорваться и задержать немцев. Водителем он был хорошим – только один раз попал на мину. Но это была магнитная мина – из тех, что сами «ищут» жертву, притягиваясь к гусенице. Конечно, ею танк покорежило, погиб радист и заряжающий, остались в живых только Петр и командир экипажа… Около трех месяцев после контузии он вообще ничего не слышал...
Когда поправился, его вместе с подразделением отправили на переформировку в Тулу на три месяца. Из Тулы по приказу – под Нарву, где Петр Михайлович вместе со своей бригадой ждал приказа о наступлении. Но приказа не дождались, и их снова отправили на переформировку в Смоленск. Оттуда своим ходом подразделение отправилось в Оршу, там пошли в наступление и прорвали немецкую оборону. В ходе битвы он получил ранение в ногу. Кость почти вся была раздроблена. Помощь была оказана в армейском госпитале. Весть о капитуляции Германии Петру слышал на больничной койке.
Четыре месяца он отлеживался и ходил на костылях. Рвался на русско-японскую войну, но его пыл остудили врачи. Петр Михайлович помогал убирать урожай в составе транспортного взвода в Ивантеевке. Получив долгожданные права, сел за руль американского Студебеккера. В общем, демобилизовался только в 1947 году.
Ветеран награжден множеством наград: орденом Великой Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», «За победу над Германией», медалью Жукова. Большинство из них, правда, не сохранились – были украдены.
В 1965 попал на Мангышлак, да так и остался. Сначала трудился на железной дороге ст.Мангышлак, потом в железнодорожном цеху ПГМК. Оттуда и вышел на пенсию.
До последней минуты своей жизни он был активным, лучезарным человеком. Вел активный образ жизни, встречался с друзьями. На протяжении многих лет рядом с ним всегда была его названая внучка Ольга Амирова. Она часто приходила к нему в гости, и они проводили вместе время. Кроме того, семья Ольги стала родной для Петра Михайловича. Все вместе они выезжали в отпуск, отмечали праздники и дни рождения. Родные и близкие сильно переживают и до сих пор не хотят верить, что Петра Михайловича больше с ними нет.
Светлая память герою Великой Отечественной войны!