«Поговорка «не бывает чужого горя» легко соотносится с ядерными катастрофами. В этом смысле не может быть трагедии одной страны – у ядерных катастроф нет ограничений. Они являются прямой угрозой человеческому здоровью и окружающей среде. Они влияют на любую экономическую деятельность, начиная от сельского хозяйства, заканчивая торговлей и мировыми услугами. После чернобыльской катастрофы весь мир задумался над тем, что вопросы ядерной энергии и безопасности отныне не являются суверенными вопросами одной страны. Они важны для всего мира. Для многих атомная энергия чиста и является логически обоснованным выбором во времена уменьшения природных запасов. Но события заставляют человечество задуматься на эту тему: правильно ли мы подсчитали риски и стоимость? Делаем ли мы все необходимое для обеспечения безопасности людей?»
(цитата из интернета)
В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла страшнейшая в истории человечества катастрофа. И спустя 29 лет память о ней заставляет людей задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спасал тогда мир от радиоактивной катастрофы. Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. С каждым днём героев-чернобыльцев становится все меньше, но память об их подвиге должна остаться, чтобы больше никогда и нигде не повторилось то, что случилось в маленьком городке Припять.
Приведенные выше слова взяты из сценария, прошедшей в четвертой школе-гимназии г. Актау общешкольной линейки, посвященной памяти о чернобыльской трагедии. Учащиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов также смогли посмотреть документальные фильмы о трагедии, которые принесли в школу приглашенные ликвидаторы аварии на ЧАЭС Кержбаум Юрий Израилиевич, Алиев Тофик Атахан оглы,
Гапонова Валентина Николаевна, Абдухалилов Юсуп, Тлеубергенов Бисембай Кудайбергенович.
– Это наш долг – предостеречь будущие поколения от страшных последствий, рассказать о цене, которую приходится рано или поздно платить даже за малую халатность в работе с атомом. Молодежь должна знать, что значит термин «чернобыль» – горький символ трагедии, которая больше не должна повториться, – говорит председатель Мангистауского областного союза «Чернобыль» Юрий Кержбаум.
…26 апреля город Припять спокойно спал, как и вся Украина, когда огромное несчастье пришло на ее землю. На Чернобыльской атомной электростанции в 1 час 23 минуты 187 стержней управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды появились аварийные сигналы по превышению мощности реактора и росту давления… Сразу же после взрыва реактор излучал от 3000 до 30 000 рентген в час (смертельная доза составляет – 500 рентген в час). Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по степени загрязнения среды обитания цезием-137 – наиболее долгоживущим радиоактивным элементом.
Припять – город строителей атомной станции. Бывший город… Люди приехали сюда в 1970 году, а уехали в 1986. Все 50 тысяч. За несколько часов. После скоропостижной смерти Припять огородили колючей проволокой и присвоили эпитет «город-призрак». Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах. Нельзя найти здесь только людей.
Известно, что из 360 тысяч оставшихся на Украине и в Беларуси «ликвидаторов» более 60 тысяч сейчас уже нет в живых, а из 300 тысяч выживших около 50 тысяч стали инвалидами…
Со всего Советского Союза в Чернобыль ехали специалисты, чтобы локализовать аварию. С Мангышлака их было особенно много – 2500 тысячи человек, так как в области функционировал атомный опреснительный завод, а значит, работало много специалистов-атомщиков. Надо было, прежде всего, потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки. Если бы это произошло, катастрофа стала бы планетарной. Ликвидаторы, набиравшие максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. На территории ЧАЭС не могли функционировать роботы – из-за высокого уровня радиации «сходили с ума». А люди работали...
Практически в каждой области РК установлены памятники ликвидаторам ЧАЭС, но в Мангистауской области его нет. Инициатива чернобыльцев о его установке, вроде находит понимание властей, даже имеется утвержденный эскиз стелы, но денег на изготовление и установку не находится.
После общешкольной линейки во время классных часов чернобыльцы рассказывали старшеклассникам о том, с чем им приходилось сталкиваться, какую цену впоследствии заплатил каждый из них за участие в ликвидации аварии. На память о встрече гости подарили книжку, рассказывающую о трагедии – с дарственной надписью. Результативным итогом встречи стало общее решение о том, чтобы помочь ликвидаторам собрать средства, необходимые для установки в Актау памятника чернобыльцам.
– Памятник нужен отнюдь не живым участникам, а всему подрастающему поколению, – говорит Юрий Израилиевич. – Проходит время, и люди забывают о героизме и патриотизме наших соотечественников, а ведь многие из них, осознавая, что идут на смерть, добровольно записывались в спасательные отряды.
В целом же это необходимо для того, чтобы человечество не забывало о страшном потенциале мирного атома, чтобы, полагаясь на новейшие технологии, оно помнило об ответственности перед теми, кому предстоит унаследовать землю после нас.