Прикладные печати ханов
[ 2015 ] 26 март, 23:32 | 550-летие казахского ханства
Казахское ханство – эпоха, когда каждый титулованный правитель кочевников – хан или султан имел свою личную именную печать, которая употреблялась для заверения внутриполитических документов и международных договоров.
Перелистывая страницы истории, можно найти очень интересные факты о том, что самыми ранними по времени возникновения атрибутами верховной власти в традиционном обществе кочевников-казахов периода XVI - середины XIX в. были флаг и печать. Согласно книге И.В.Ерофеевой «Символы казахской государственности», они появились на свет почти одновременно с образованием на обширном историко-географическом пространстве внутриконтинентальной Евразии нового этнополитического объединения тюркоязычных номадов – Казахского ханства (1466-1822), и просуществовали вплоть до середины XIX века – эпохи утверждения российского суверенитета на всей территории казахстанского региона и проведения царским самодержавием глубоких административно-территориальных преобразований (1867-1868, 1886 и 1891 гг.).
Правда единых эмблем для флагов и печатей представителей правящей элиты степи разных статусных рангов (старший хан - младшие ханы - султаны - старшины - прим. авт.), передававшихся из поколения в поколение по наследству, в Казахском ханстве тогда еще не существовало. Каждый титулованный правитель кочевников – хан или султан – имел свой собственный флаг и свою личную именную печать, которые отличались от других орнаментальными украшениями и удостоверительными знаками их владельца
При этом главным внешним атрибутом степной государственности кочевников-казахов в течение почти четырех веков были прикладные печати казахских ханов и султанов, которые они употребляли для заверения различных внутриполитических документов и международных договоров.
Однако история становления и эволюции персональных печатей правящей казахской элиты прошлых эпох остается пока малоизученной.
Если перелистывать письменно зафиксированные свидетельства самих казахских ханов и донесения царских пограничных чиновников периода середины XVIII - первой трети XIX вв., то можно определить, что время зарождения персональных печатей казахских правителей-чингизидов следует отнести к эпохе окончательного распада улуса Джучи и образования на его развалинах нескольких самостоятельных кочевых ханств.
В частности, одним из наиболее ранних образцов прикладных печатей на обширном историко-географическом пространстве Еке Монгол улуса («Великого Монгольского государства» - прим. авт.), получившим широкую известность в науке, является круглая печать великого монгольского
хана Гуюка 1246-1248гг.
По данным востоковедов, печати казахских правителей, как и монархов многих других центральноазиатских государств, обычно изготавливались из металла, так называемой «восточной бронзы», что буквально означает «сплав из семи металлов»: олова, серебра, меди, сурьмы и др. На металле нарезались зеркальное изображение надписи и орнаментальные знаки.
Металлические печати каплевидной формы в виде перстней крупных размеров, надевавшихся на большой палец правой либо левой руки, производились как отечественными мастерами на территории самого Казахстана, так и в соседних среднеазиатских ханствах.
С середины XVIII в. казахская знать для изготовления печатей стала большей частью использовать чистое серебро, реже - золото, тогда как из камня печати делались чрезвычайно редко. В частности, из всех имеющихся в документальных источниках XVIII - середины XIX вв. упоминаний о ханских и султанских печатях встречается только одно сообщение о личной печати, изготовленной из полудрагоценного камня.
Золотые печати употреблялись казахской знатью в политической практике также довольно редко, имевшиеся же у отдельных влиятельных султанов такие образцы почти не использовались ими по прямому назначению и в основном представляли собой почетные дары, полученные от царского правительства за какие-либо особые заслуги перед российским престолом.
Перстневые печати казахских правителей-джучидов особо не различались между собой по размерам, составляя от 2,5 до 3 см в длину и от 2,0 до 2,2 см в диаметре нижней части, образующей правильный полуовал или полукруг. Все они имели почти стандартную каплевидную форму, наглядно свидетельствующую о монопольной принадлежности таких печатей именно аристократическому сословию чингизидов.
Содержательным ядром каждой персональной ханской или султанской печати являлось текстовое обозначение личности ее владельца, состоявшее из имени и титула последнего, имени и титула его отца, и, во многих случаях, указания некогда приобретенного данным правителем почетного титула «бахадур», либо какого-нибудь другого престижного для него звания или эпитета.
Имя и титул владельца - присутствие данного компонента в удостоверительной надписи, состоявшего, в свою очер
едь, из двух удостоверительных знаков: собственного имени владельца и его легитимного титула, признаваемого как внутри, так и за пределами Казахской степи, было обязательным для всех представителей правящей чингизидской дин
астии. Он обеспечивал персональную адресность монопольно-династийного каплевидного символа власти, без которого тот стал бы «анонимным, безликим, то есть недействительным».
Собственное имя обозначенного в печати правителя непременно упоминалось в сочетании с его общепринятым статусным рангом или титулом.
Персональные печати казахских ханов и султанов строго специфической формы и своеобразного художественного оформления имели большое символическое значение как внутри степи, так и в сфере международных отношений Казахского ханства с другими государствами и народами. Сам факт обладания такой печатью наглядно свидетельствовал о высоком официальном статусе ее владельца в казахском обществе, принадлежности последнего непосредственно к правящей верхушке номадов и присущих этому лицу особых привилегий и прав в сфере политического управления всем кочевым населением региона либо же входившими в его состав крупными родоплеменными группами кочевников.
Наличие у какого-либо правителя степи собственной каплевидной печати с личными удостоверительными знаками фактически означало для монархов и чиновников соседних государств его легитимное право выступать в политических контактах внутри и за пределами своей страны от имени всех официально подвластных ему социальных объединений казахов (союзов родов и племен, жузов и т.д. - прим. авт.) и принимать правовую ответственность персонально на себя.
Надежда Лыкова
3912
Мангистау Медиа
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и читателей. Ответственность за достоверность изложенной в статьях и комментариях информации несут авторы.