«Празднование 550-летия Казахского ханства очень нужно для нас, особенно для молодежи. Нужно исследовать нашу историю, повышать знание народа о ней. Мы обрели независимость в непростое время, прошли через трудности. Теперь, с улучшением положения, нам следует уделять внимание истории, духовной составляющей. Независимость страны начинается с внутреннего настроения народа, с его отношения друг к другу. Это следует помнить. У казахов есть пословица: «Если четверо вместе – придет благоденствие, если шестеро врозь – потеряют все». Н.А. Назарбаев
Для будущих поколений
Недавно корреспондент газеты «ОМ» побывала в местности Сарайшык, расположенной в 55-ти километрах от города Атырау и встретилась с директором историко-мемориального комплекса «Хан Ордалы Сарайшык» Молдашем Бердимуратовым. Во время экскурсии по комплексу узнала, что он был построен на месте захоронения города Сарайшыка и открыт в 1999 году при поддержке, занимавшего в то время пост акима Атырауской области, Имангали Тасмагамбетова.
По словам Молдаша Бердимуратова, единственная цель создания этого красивого памятника архитектуры – сохранить для будущих поколений историю нашего народа.
– Строительство мемориала было начато 2 мая 1999 года, и в этом же году, 3 сентября, состоялось его торжественное открытие, в котором принимал участие сам Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, – рассказал он.
В музее около 4 тысяч экспонатов, найденных в местности Сарайшык при археологических раскопках. В состав комплекса входят 8 ханских пантеонов высотой 17 метров. Рядом с ними установлены памятники семи казахским ханам, захороненным в Сарайшыке. На черном мраморе высечены имена ханов и указаны годы их правления.
Историческая дата
Как рассказал директор комплекса, по заключению казахстанских ученых-историков на основании трудов Мирзы Мухаммада Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», 1465 год можно считать официальной датой создания Казахского ханства. С этого времени, по мнению большинства историков, казахское ханство, основанное ханом Кереем и его соправителем ханом Жанибеком, становится самостоятельным субъектом межгосударственных отношений на Евразийском континенте. Поэтому была разработана Концепция празднования 550-летия Казахского ханства, – заявил Молдаш Бердимуратов.
Далее он рассказал, что согласно исторической версии, изложенной Абулгази Бахадур-ханом (1644-1664), основанный Батыем (годы правления 1227-1255), братом Берке (1257-1266) – Сарайджук (ныне Сарайшык), наряду с другими городами, был возведен в первые десятилетия существования империи – улуса Жошы, который потом назывался Золотой Ордой, для управления огромной территорией от Иртыша до Дуная. Сначала эти города служили пунктами, в которых возводились дворцы и административные здания для знати – нукеров, нойонов и других управляющих подвластной им территорией. Вокруг центральных зданий впоследствии вырастали жилища различного люда – ремесленников, вольных жителей, купцов и т.д.
Сарайджук был одним из таких городов. Построенный на узловом в стратегическом отношении участке стыка Европы и Азии, он обеспечивал безопасность отрезка трансконтинентального караванного пути из стран Европы и столицы Золотой Орды (Сарая-Бату и Сарая-Берке) на Волге в города Хорезма, Ирана, Индии и Китая.
– До нас дошли описания и повествования многочисленных купцов и путешественников о направлении этого пути, о характере и цене товаров, о способах передвижения, – продолжает повествование Молдаш Бердимуратов. – Торговая дорога от Сарая до Сарайджука и далее до Ургенча была снабжена колодцами и караван-сараями. В XIII-XIVвв. этот путь был основным, связывавшим Восток с Западом. В силу этого в Сарайджуке строились роскошные дворцы, караван-сараи, бани, мечети, медресе и другие великолепные здания. Они возводились талантливыми мастерами из наиболее известных архитектурных школ. Город имел хорошо разработанную планировку с прямыми широкими улицами и площадями. Особенно заметно в облике города восточное влияние. Прибыль от караванной торговли, военная добыча, дань с покоренных народов и большое количество дешевой рабочей силы способствовали быстрому росту города Сарайджука. Облегчало быстрое расширение границ города, рост его величия – отсутствие крепостных стен. Без них города находились под контролем ханской власти и вынуждены были вставать на сторону победителей в борьбе за ханский престол, а победители обеспечивали его безопасность.
Сарайджук с момента возникновения оказался в эпицентре внутриордынских и международных событий – от придворной династийной борьбы представителей Дома Жошы за престол, военных мятежей и политических интриг, роста торгово-экономических и культурных связей до распада империй и формирования новых этносов.
Памятник цивилизации
Сарайшык является одним из самых древних памятников Казахстана. Сарайшык, колыбель Казахской Орды, – это уникальное достояние нашей независимой республики, великое наследие казахского народа. Сарайшык – это преклонение перед истоками древности и связующая нить с будущим. Сарайшык – дань памяти мудрецам, жившим и писавшим летопись нашего государства, и благодарность за возрождение забытого.
По дошедшим до сегодняшнего дня письменным первоисточникам можно судить, что первые упоминания об этом городке появились в первой половине 14 века. Именно в них о Сарайшыке говорится как о городе с развитой торговлей и прикладным искусством.
– Впервые о Сарайшыке написал известный арабский ученый -географ, путешественник Ибн Батута. Одна из его поездок в Азию в 1333-1334 годах проходила через «Улкен Сарай» (Сарай Берке – столица Алтын Орды). В это время он и побывал в Сарайшыке. В своем «Путешествии» он описывает, как группа путешественников добралась до красивого цветущего города Сарайджук на побережье широкой, глубоководной с сильным течением реки под названием Улысу (Великая вода). Здесь же был сооружен и второй в мире после Багдада плавучий мост из лодок. Сарайджук по-монгольски означает Малый дворец. В то время главным дворцом являлась Алтын Орда, а Сарайшык называли Малым дворцом.
Также документальные записи о Сарайшыке содержались в трудах английского купца, друга Ивана Грозного VI, Антония Дженкинсона. В 1558-1559 годах во время своего путешествия по Северному и Восточному Каспию он побывал в городе Сарайшык.
В сохранившихся строках его письма говорится, что в один из дней своего путешествия к морю, они оказались в красивом прибрежном городе под названием Сарайджук. Город находился во владении татарского князя Измаила, ближайшего друга русского царя. Поскольку расположен город был прямо на пути следования караванов, которые связывали восток и запад, здесь была очень развита торговля и прикладное искусство, говорится в письме. В 1950 году археологической экспедицией Академии наук РК были проведены исследования, основываясь на которые, видные археологи С.П. Толстов и Г.И. Пацевич написали, что Сарайшык, названный в трудах арабских историков ХІ века городом, был заново возрожден на месте средневекового города Саксин. Построен был в Х-ХІІ веках при помощи хорезмских заключенных на пути торговых сообщений. Они же, опираясь на эти исследования, делят историю города Сарайшыка на три условных периода: 1. Х-ХІ века – возрождение и закладка фундамента города; 2. ХІІІ - ХІV века – период существования Алтын Орды как крупного торгового центра, связывавшего Европу, Среднюю Азию, Казахстан, Монголию и Китай. Период расцвета и развития города; 3. XV-XVI века – столица Ногайской Орды, разгром наступавших казаков.
Точное и безоговорочное заключение о том, что «город сооружен в ХII веке» было сделано и основоположником казахской археологии Алкеем Маргуланом по результатам раскопок, сделанным им в 1950 году. Ученые республиканского института археологии, проводившие в последние годы на месте захоронения города раскопки, также доказывают правильность изложенного выше мнения.
Ханский пантеон
Также во время экскурсии Молдаш Бердимуратов показал комплекс, в состав которого вошли ханские пантеоны. Каждый из них имеет восемь граней, в высоту же они достигают 17 метров. Архитектор – Имангали Тасмагамбетов.
Между стенами установлен памятник семи ханам, захороненным в Сарайшыке. На черном мраморе высечены их имена и указаны даты их правления.
Величие Сарайджука подчеркивалось не только местом захоронения мусульманских праведников, но и тем, что он стал пантеоном ханов Золотой Орды.
Первым ханом, похороненным в сарайджуковском пантеоне, был Менгу-Тимур (1266-1280 гг.), во времена правления которого Золотая Орда окончательно отделилась от центра Монгольской империи. Он первым стал чеканить монеты от своего имени, а также с его именем связывают первый поход Золотой Орды на Константинополь.
Следующим в пантеоне похоронен Токтагу (Токта)– время правления с 1290-1312 гг. Марко Поло называл его «царем Запада». Он убил знаменитого темника-полководца Ногая, хотя стал ханом с его помощью. В последние годы правления Токтагу в государстве начался мощный подъем военно-экономического могущества.
Жаныбек хан, прозванный в народе как Әз (справедливый) правил в 1341-1357 годах. Он известен тем, что сумел присоединить Азербайджан к Золотой Орде. По преданию, во время правления Жанибек хана на куполе городской мечети был поставлен золотой полумесяц – «сары айшык». Есть версия, что название городища Сарайшык возникло от слова «сары айшык». Ханский дворец, впоследствии уничтоженный во время нашествия русских казаков в 1578-1580 г., был возведен при Жаныбек хане.
Суюмбике
Во время экскурсии Молдаш Бердимуратов показал расписанную на одной из стен музея картину и рассказал о дочери хана, принцессе Суюмбике. В западной части города Жанибек хан велел соорудить искусственное озеро, где плавали бы птицы и смогли бы отдохнуть измученные долгим путем караваны. Из реки на мулах днем и ночью таскали воду, чтобы наполнить озеро. Вокруг озера посадили деревья, солодку, корни которой подсластили воду и, птицы не улетали. Это озеро вошло в историю как Сахарное или Лебединое озеро Сарайджука.
Для любимой дочери хан велел построить золотую лодку. Посмотреть на прогулку прекрасной принцессы по озеру на золотой лодке собирались и горожане, и караванщики. В то время через городище проходило несколько витков Великого Шелкового пути, и в городе были торговцы из разных стран. Рассказы о величии города и прекрасной принцессе в золотой лодке распространились далеко за пределы Золотой Орды. Но внезапно принцесса умерла. Скорби отца не было предела. Чтобы память о дочери осталась навечно, хан велел установить траур на 30 дней и ночей, и похоронить ее в золотой лодке вместе с драгоценностями.
По прошествии времени, хан, опомнившись, решил, пока идут траурные дни, похоронить дочь тайком даже от себя, во избежание дальнейшего ограбления могилы и осквернения памяти. Он нанял несколько людей, пообещал им золото и велел похоронить дочь. Действительно, принцессу схоронили ночью, до утра через могилу гнали табунами лошадей, а утром, когда могильщики пришли во дворец за обещанной наградой палачи отрубили им головы…
С тех пор люди, слышавшие о золотой лодке, ищут тайное захоронение принцессы Суюмбике. Эти поиски продолжались до 30-х годов прошлого столетия, но так не увенчались успехом. Более того, до сих пор точно неизвестно, где именно находилось то самое озеро Секерколь.
Хан-законодатель
Относительно захоронений того периода недавно появились новые данные. По словам Молдаша Бердимуратова, на противоположном берегу реки Урал, где расположены останки города Сарайшыка, ближе к озеру Тайлан, были найдены надгробные плиты-кулпытасы с именами 14 человек, скорее всего, относящихся к знати. Поскольку все надгробные плиты имеют своеобразные отметины, ученые считают, что здесь захоронены приближенные ко дворцу чингизиды.
Молдаш Бердимуратов предполагает, что озеро находилось в этих местах. Учитывая, что город Сарайшык во времена правления Касым-хана располагался по обоим берегам Жайыка, мы можем верить, что у этой версии есть право на жизнь, предполагает директор комплекса.
После разгрома Золотой Орды нашествием Эмир Тимура, она разделилась на несколько мелких ханств. В Сарайджуке обосновалась Ногайская Орда. В пантеоне одним из первых похоронен ногайский князь Эмир Окас (1440-1447гг.). Он был внуком Едиге батыра, основателя Ногайской орды.
В правление наиболее энергичного и дальновидного казахского хана Касыма (1511-1521гг.), сына основателя казахской государственности Жаныбека, западные пределы его обширных территориальных владений включали прикаспийские и прижайыкские степи, а столица находилась в Сарайджуке.
Под его началом было более миллиона подданных, число его войск достигало ста тысяч, никто после Жошы хана не был так могущественен, как он, пишет Мухаммед Хайдар Дулати. Касым хан вошел в историю как первый хан законодатель, его свод законов известен под названием «Праведный путь Касымхана». Похоронен Касым хан в Сарайджуковском пантеоне, при содействии своего зятя – ногайского князя Ших-Мамая (1542-1549гг.).
Последним похоронен ногайский князь Жусип (Юсуп, 1549-1554гг.), после смерти которого начался распад Ногайской Орды. От одного из его сыновей, увезенного в Россию в качестве залога, впоследствии произошли князья Юсуповы, рассказал Молдаш Бердимуратов.
Город с развитой культурой
В состав историко-мемориального комплекса входит и мечеть. Длина мечети 13 метров, ширина 6,5 метров. Изнутри она полностью оснащена всем необходимым, установлены михрабы, минбары. Есть библиотека, где наряду с Кораном имеются и другие религиозные книги. Каждую пятницу здесь проходит пятничный намаз. Сначала читается Коран, затем произносятся молитвы. В мечети установлены технические средства для благовеста.
Музей комплекса оснащен экспонатами, имеющими историческую ценность. Они были найдены при археологических раскопках. Разработан макет города Сарайшыка XIV века.
Далее Молдаш Бердимуратов рассказывает, что если углубится немного в историю, то по данным «Википедии», Сарайджук (Сарайшык) был одним из крупнейших городов Золотой Орды и центром городской агломерации (имеется ряд городищ, разрушенных хозяйственной деятельностью в XX веке, на окраине Атырау расположено городище Актобе-Лаэти в генуэзских записях). Судя по археологическим находкам, в частности сосудам с надписями, Сарайджук был городом с развитой культурой. В городе действовали уникальные водопровод и канализация из керамических труб. Имелось металлургическое и гончарное производство, был собственный монетный двор. Жители занимались ремеслами, бахчеводством, огородничеством и рыболовством. Стратегическое расположение, связывавшее восток с западом, сделало город крупным центром торговли.
Арабский путешественник и географ Ибн Батута, который первым описал Сарайшык в своих записках «Путешествие в Дешт-и-Кыпчак», сообщает о паромах на протоке Улысу, что напомнило ему Багдад. Он пишет, что окрестности города были своеобразным курортным центром, сюда приезжали поохотиться и порыбачить знатные люди со всей Орды, и что вода «сама лилась в каждый дом».
– Город два раза был полностью уничтожен. Первый раз в 1395 году он был разрушен войсками Тамерлана и был восстановлен в 30–40-х годах XV века. Со второй половины XV века стал политическим центром Ногайской Орды. Здесь располагалась ставка ханов Ногайской Орды, затем — первых казахских ханов. После похода Нечая и Богдана Барбоши около 1580 года (по другим сведениям, в 1581-м) город этот был захвачен и разрушен до основания «воровскими», то есть неподконтрольными Москве, казаками. По другим сведениям, двумя полками астраханских стрельцов. Бытует мнение, что сюда приезжал царь Иван Грозный, который пробыл тут 12 дней, после чего приказал уничтожить город полностью, – рассказывает Молдаш Бердимуратов.
Яблоневый сад
Далее наш гид рассказал, что в конце 90-х годов прошлого столетия в Сарайшыке участились случаи суицида среди подростков. Местные жители связывали это с тем, что местная власть потревожила дух покоившейся тут знати, ведь как раз в то время и началась реконструкция мемориального комплекса. Число жертв суицида маленького села достигло 18 человек. Что надо было делать, никто не знал. И тут случилось удивительное. По служебным делам Молдаш Бердимуратов побывал в Мангистауской области и на обратном пути в поезде встретился с одним старцем, оралманом из Ирана, который сказал, что явление связано с яблоневым садом в Сарайшыке. Деревья из сада пошли на дрова, что и стало причиной невзгод. И, по словам старца, чтобы остановить суицидальную тенденцию в селе, нужно одну из самых первых яблонь сада пересадить на видное место. Приехав домой, Молдаш Бердимуратов узнал, что недавно покончил собой уже 19-ый молодой человек и поспешил рассказать общественности о наказе старца. Посоветовавшись, сельчане решили, что самым посещаемым и видным местом является пантеон ханов. Односельчане выкопали самую старую яблоню – она была посажена в 1936 году, и высадили ее в пантеоне. После этого суициды прекратились, утверждает Молдаш Бердимуратов. С ним согласны и сотрудники комплекса, которые беседовали с нами.
Внутреннее устройство жилищ
В ходе стационарных исследований западно-казахстанской экспедиции института археологии имени А.Х Маргулана под руководством авторов в 1996-2000 годах была вскрыта значительная площадь городища на разных его участках, относящаяся к первому периоду. Выявлены домостроения первых жителей. Видимо, строительство города осуществлялось по единому плану, с учетом традиций возведения кочевнических городов. Обнаруженные дома были сооружены из сырцового кирпича, имели по две-четыре комнаты размерами 4х5 метров. В комнатах вдоль трех стен непременно находилась лежанка-суфа шириной от 1,5 до 2 метров, обогреваемая дымоходными горизонтальными каналами, которые были встроены внутри нее. Они шли от очага с тандыром и выводились из комнаты через вертикальный ход, встроенный внутри стены в трубу на крыше. Все стены и суфы были обмазаны слоем глиняной штукатурки и побелены. На одной из суф были найдены остатки войлочного ковра. Полы делались из утрамбованной глины. В ряде комнат сохранились покрытия из тростниковой циновки. А в стенах над суфами располагались сводчатые ниши, где, видимо, когда-то стояли светильники, дорогая посуда и другие, необходимые в быту предметы.
Кроме жилых помещений, в домах были и кладовые комнаты, в которых находились ямы для проса и ячменя; в них также были места для хранения слив, яблок, винограда, косточки которых найдены там, как и орешки миндаля, привезенные из далеких стран. Был найден и высохший репчатый лук. Склады отгораживались от отапливаемых жилых помещений стенами, сделанными из деревянного каркаса с сырцовыми кирпичами, вставленными в него в виде елочки. Такая конструкция была декоративной и служила для естественой вентиляции в складском помещении. В помещениях найдена посуда: разнообразные по форме глиняные кувшины, горшки, кумганы и котлы, сделанные местными мастерами. Находки дополняли кувшины, изготовленные из кашина (особого светлого керамического теста силикатного происхождения, основными компонентами которого являются песок, каолин и полевой шпат), покрытого блестящей бирюзовой поливой, явно местного производства. Украшением этого набора посуды являются каменные котлы, привезенные из Хорезма, многоцветные поливные кесе на кашине из нижневолжских городов, а также фрагменты чаш из очень дорогого зеленоватого китайского фарфора – селадона, за который местные богачи давали целое состояние.
В городе находились мастерские по изготовлению изделий из кости, различные прялки, пластины-обкладки для луков, детали украшений колчанов, ручки ножей, кольца для стрельбы из лука, инструменты для кожевенного и ткацкого производства и другие предметы, изготовленные талантливыми мастерами. Хороши найденные изделия кожевенников: сумочки и пояса, ичиги и сапоги на каблуках, которые набраны из многих десятков слоев кожи, куртки, бурдюки и седла.
Торговля
Хозяйственная деятельность горожан заключалась также и в разведении великолепных лошадей и выносливых верблюдов, необходимых на дальних караванных маршрутах. Согласно Ибн Арабшаху, арабскому историку XV в., караваны из Хорезма проходили совершенно спокойно, «без страха и опаски», до самого Крыма в течение трех месяцев. «Караваны не возили с собой ни продовольствия, ни корма для лошадей и не брали с собой проводника, вследствие многочисленности (местных) народов, да обилия безопасности, езды и питья у (живущих там) людей».
Жителей Сарайджука характеризовал высокий уровень грамотности. Об этом говорит разнообразие надписей на посуде, на предметах из бронзы, и просто на бумаге. На керамике они особенно хорошо сохранились. Один из глиняных хумов украшает отрывок из поэмы Юсуфа Баласугунского, уроженца Чуйской долины, жившего в Кашгаре в XI веке:
Красны речи словом,
А мысли – речами.
Красны люди ликом,
А лики – очами!»
Город, находясь на перекрестке караванных путей, был естественно, вовлечен в широкую международную торговлю. Оживленная торговля велась с Китаем и Кавказом, Ираном и Индией, со Средней Азией, восточной Европой, Крымом и Русью. Китайский фарфор украшал дастарханы зажиточных горожан. Этот высочайшего качества фарфор представлен среди сарайджуковских находок в основном посудой светло-салатного цвета, которую в Европе называют селадоном. Помимо разнообразных растительных орнаментов, украшавших изделия, облаков, птиц и так далее, на фрагментах чаш были обнаружены иероглифы. Иранские и сирийские стеклянные кувшины, стаканы, лампы с росписями из разноцветной эмали и золота радовали взгляд. Изящно отделанные хорезмийские каменные котлы высоко ценились горожанами – считалось, что в них пища приобретает особый вкус. Оттуда же поступали своеобразные вазы, кесе и блюда, сделанные из черной глины. Ожерелья из стеклянных, сердоликовых, хрустальных бус, вставки из бирюзы для перстней изготавливались на месте или привозились из Ирана и Средней Азии. Магические раковины «каури» поступали из Индии, амфоры, в которых перевозились вино и масло, – из далекого причерноморского торгового города Трапезунда. Разноцветные кесе и пиалы с надписями религиозного и философского содержания попадали в Сарайджук из Хорасана и городов Нижней Волги. Роскошные поливные чащи и вазы изготавливались и местными мастерами, украшая дома других городов Золотой Орды. Один из таких сосудов попал даже в коллекцию Государственно-исторического музея в Москве.
Местные ювелиры трудились над перстнями с многоцветными вставками, украшенными богатой резьбой браслетами, изящными сережками и тончайшей работы золотыми нашивками. Кузнецы и бронзолитейщики отливали предметы быта высокого качества, которых было найдено немало за период раскопок. Нумизматический материал, найденный при раскопках, уникален, он охватывает период с конца XIII по XVI век. География монетных дворов обширна. Это Крым, Северный Иран, Поволжье, Хорезм и Самарканд. Средневековые государства, представленные в музее монетной продукцией – Золотая Орда, Хулагуйдский Иран, Шагатайский Улус, Крымское ханство.
Чудо-утварь и другине находки
– В 1999 году, – рассказывает директор комплекса, – при проведении очередных раскопок был обнаружен колодец, из которого извлекли кувшин и пиалу XIV века. И кувшин, и пиала оказались не совсем простыми. К примеру, кувшин меняет свой цвет по времени суток. Утром он бело-золотистого цвета, к обеду зеленого, а к вечеру темного. Невероятный случай произошел и с пиалой. Когда ее нашли на глубине семи метров, она оказалась чистой, как будто ее только что помыли. А ведь пиала столько времени пролежала под землей вблизи речного побережья. Ничего не подозревавший археолог из Санкт-Петербурга решил, что нужно обмыть находку. Достали водку и налили в пиалу. Все присутствующие обомлели, когда увидели, как вдруг пиала в их руках стала совсем черной. Быстро вылили водку, и она приняла свой белый цвет. Решили налить воду, она осталась без изменений. Налили бензин, вновь почернела. Налили айран, осталась белой, то есть она реагировала на то, что вредно организму человека, –сделал заключение он.
Как считает Молдаш Бердимуратов, видимо эта пиала принадлежала хану и сделана была специально для того, чтобы его не могли отравить. Кувшин и пиала находятся в музее Первого Президента в Астане.
Также при раскопках на городище неоднократно встречались печи для обжига кирпича, спрос на которые был весьма велик. Печи имели внушительные размеры: длина – около 6 метров, ширина – 4 метра. К ремеслу, связанному со строительством, относилось и производство кыра – алебастра. Остатки этих печей находились неподалеку.
При раскопках рядом с топкой в домах находился ташнау, представлявший собой большой сосуд без дна, полностью врытый в землю, над которым в полу делалась выкладка из обожженных кирпичей с отверстиями. Использованная в хозяйстве вода сливалась в этот сосуд и поглощалась землей.
На экскурсии по комплексу нам показали два черепа: один принадлежит современному одногорбому верблюду, второй, как считалось, принадлежал мамонту. Но сегодня, как рассказал нам директор музея, появилась другая версия относительно этого черепа. Она родилась после посещения комплекса гостем из Египта. Он рассказал, что второй череп, скорее всего, принадлежит арабиану – одногорбому верблюду, некогда обитавшему в Аравии. Сейчас, по словам египетского гостя и как утверждает Молдаш Бердимуратов, на свете осталось всего четыре таких верблюда-великана, высота которых достигает четырех метров.
Да, Сарайшык хранит много тайн. Но, как сказал в заключение директор историко-мемориального комплекса, в настоящее время городище быстро исчезает с лица земли, этот процесс связан с изменением русла реки Жайык. Мощный поток воды стал интенсивно подмывать непосредственно его территорию.
– Поэтому наша задача состоит в том, чтобы донести до будущих поколений частицу глубинной исторической памяти народа. Археологические слои, оставшиеся от Сарайджука, – это книга, которая сохранила в веках счастье, любовь и ненависть, благоденствие горожан и ночи поражений, бед и болезней. Каждый предмет, добытый кропотливым трудом и сохраненный для нас великой природой, будь то художественная керамика, бляхи с мифическими изображениями, украшения, монеты и другое, несет поток информации из того времени, который мы не можем пока полностью расшифровать, и отражает огромный духовный мир наших предков, – заключил он.
Актау – Атырау – Сарайшык – Актау