• Қаз
  • Qaz
  • Рус

Mańǵystaý Media

16+
  • Қаз
  • Qaz
  • Рус

Пятница, 21 Июн. 2024

Приложения

Редакция
Рекламный отдел
  • Главная
  • События районов
    • Каракия
    • Мунайлы
    • Мангыстау
    • Бейнеу
    • Тупкараган
  • Регион
    • Образование
    • Экономика и бизнес
    • Экология
    • Медицина
    • Назначение
    • Государственные программы
    • Народные новости
    • Реклама
    • Авторская статья
    • Спорт
  • Комплаенс
Газеты
«Маңғыстау» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

1973 жылы Маңғыстау облысының өз алдына шаңырақ көтеруіне байланысты сол жылдың 13 сәуірінде «Коммунистік жол» («Маңғыстау») газетінің алғашқы саны жарық көрді.

Толығырақ

«Огни Мангистау» газеті

Басылым: Орыс тілінде

«Огни Мангистау» – орыс тіліндегі облыстық газет. Бірінші нөмірі 1967 жылғы шілдеде «Огни Мангышлака» деген атпен Шевченко қалалық газеті болып шықты. 1992 жылдың тамызынан бастап қазіргі атауымен шығып келеді.

Толығырақ

«Жаңаөзен» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

1990 жылы 1 қаңтарда «Жаңаөзен» газетінің алғашқы саны оқырманға жол тартты. Негізінен, газет 1970 жылы жарық көрген «Жаңарған Маңғыстау» газетінен бастау алады.

Толығырақ

«Аққетік арайы» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

«Ақкетік арайы» газеті – 85 жылдық тарихы бар басылым. Түпқараған ауданына қарасты бұл газет қоғамдық-саяси апталық басылымға жатады.

Толығырақ

«Жаңа өмір» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

1973 жылы Маңғыстау облысының өз алдына шаңырақ көтеруіне байланысты сол жылдың 13 сәуірінде «Коммунистік жол» («Маңғыстау») газетінің алғашқы саны жарық көрді.

Толығырақ

«Мұнайлы» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

«Огни Мангистау» – орыс тіліндегі облыстық газет. Бірінші нөмірі 1967 жылғы шілдеде «Огни Мангышлака» деген атпен Шевченко қалалық газеті болып шықты. 1992 жылдың тамызынан бастап қазіргі атауымен шығып келеді.

Толығырақ

«Рауан» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

1990 жылы 1 қаңтарда «Жаңаөзен» газетінің алғашқы саны оқырманға жол тартты. Негізінен, газет 1970 жылы жарық көрген «Жаңарған Маңғыстау» газетінен бастау алады.

Толығырақ

«Қарақия» газеті

Басылым: Қазақ тілінде

«Ақкетік арайы» газеті – 85 жылдық тарихы бар басылым. Түпқараған ауданына қарасты бұл газет қоғамдық-саяси апталық басылымға жатады.

Толығырақ

Интересные

В Мангистауской области начал работу трудовой отряд «Жасыл ел»...

Чтобы помнили потомки...

«Таза Казахстан»: в Мангистау выявлено около 1600 административных правонар...

ЕНТ: заявки на конкурс грантов будут приниматься с 13 по 20 июля...

В Мангистау прибыли автомобили международного культового ралли "Пекин-Париж...

  • USD: 459.6 ₸
  • EUR: 493.06 ₸
  • RUB: 5.38 ₸

Законы Хана Тауке «Жеті жарғы»

[ 2015 ] 9 октябрь, 19:50  |  550-летие казахского ханства

В истории казахского права ханского периода (XV-XIX в.в.) известен только один законодательный памятник – «Жеті жарғы» («Семь уложений»).

По казахским преданиям творцом «Жеті жарғы» принято называть хана Тауке. По одной версии он собрал для совета трех биев – Толе би, Казбек би, Айтеке би – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. По другой версии Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и они старые обычаи ханов Касыма и Есима адаптировали ко времени и обстоятельствам, объявив их новым укладом жизни и назвав «Жеті жарғы». Создание этого документа относится к последней четверти XVII столетия.

Время правления Тауке-хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахского народа. На западе ханства шла война с Аштарханидами за господство над присырдарьинскими городами, на юго-востоке продолжалась изнурительная борьба с джунгарами за обладание семиреченскими кочевьями. По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахи потеряли к 70-м годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны. Это вызвало внутренние неурядицы, и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшая междоусобица вела к нарушению традиционных обычаев, права, подрыву норм общественной и государственной жизни. Для того чтобы мобилизовать все силы для общей обороны от сильного внешнего врага, необходимо было законодательно урегулировать расшатавшиеся общественные устои. Кроме того, при создании «Жеті жарғы» важным, определяющим сам характер документа, оказалось стремление приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила.

«Жеті жарғы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества.

Административно-правовые нормы и уголовное право

Верховная власть по «Жеті жарғы» должна быть сосредоточена в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, издавал порядок налогообложения. «Жеті жарғы» узаконивал различные сборы в пользу хана и биев.

Например, одна из статей гласит: «Чтобы всякий, могущий носить оружие, кроме султанов, платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества ежегодно».

Однако хан не был единственным носителем власти. Ему, верховному сюзерену, приходилось делить ее с султанами и биями, сосредоточившими в своих руках власть над подвластными им жителями улусов и родовыми объединениями. Управление общегосударственными делами осуществлялось посредством совокупной деятельности составляющих господствующую группу феодалов.

Так, одним из пунктов уточнялся порядок управления ханством султанами, родоплеменными старейшинами. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в одном месте, среди степи, для рассуждения о делах народных. При этом все они должны были являться на «собрания народные» с оружием. Это требование было настолько неукоснительным, что, явившийся на курултай безоружным не имел права голоса, и младшие в нарушение всех обычаев, могли не уступать ему место.

Все казахские племена, роды и поколения должны были иметь свою собственную тамгу. Тамги эти тогда же и были розданы «с обязанностью накладывать их на весь скот и имущество для различения, что кому принадлежит».

Как и в других правовых памятниках эпохи средневековья, основное место в «Жеті жарғы» отводилось уголовно-правовым нормам. В перечень преступных действий входили: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение. За эти преступления наказаниями являлись: кун (откуп), смерть, конфискация имущества, остракизм (изгнание), предание публичному позору.

Самым распространенным видом наказания был «кун» (имущественное вознаграждение, возмещение). Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника и потерпевшего.

Сохранился принцип талиона – «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем». Этот принцип со временем потерял свою непреложность. Наказание могло быть смягчено, и истец вполне удовлетворялся куном.

Смертная казнь была двух видов: удавление, побивание камнями (за богохульство).

Гражданские отношения.

Семейно-брачное право и право наследования не получили в «Жеті жарғы» достойной разработки. Это объясняется, вероятно, тем, что многие отношения между согражданами регулировались обычным правом и были общеизвестны, а поэтому «Жеті жарғы» касалось их лишь отчасти.

Субъектом права признавались только лично свободные: раб не признавался юридическим лицом. «Жалоба раба на господина нигде не приемлется», гласит ст.16, за владетелем признается право на жизнь принадлежащего ему раба.

Личная свобода, которой обладала основная масса казахского общества, не всегда представляла собой юридическое полноправие.

Например, женщины, как слуги и рабы, не могли выступать в суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическим лицом был только свободный, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дома, глава семьи.

В «Жеті жарғы» вошли также некоторые установления шариата, духовного мусульманского права, предусматривающие меры защиты ислама и определяющие наказания за богохульство, и переход в христианство.

В области семейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизнью детей, закреплялось неравноправное положение женщин в семье.

В статье о наследственном праве «Жеті жарғы» подтверждались, по-видимому, нормы обычного права. После смерти отдельно проживавшего бездетного сына его имущество поступало к отцу. После смерти родителей малолетние дети отдавались в опеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия – «посторонним надежным людям».

Таково лишь в самых общих чертах содержание дошедшего до нас текста «Жеті жарғы», фактически являвшегося конституцией, регулировавшей правовые отношения в государстве. 

5884
Поделиться: Facebook Twitter ВКонтакте WhatsApp Mail.ru Telegram
550-летие казахского ханства
Image placeholder

Мангистау Медиа

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и читателей. Ответственность за достоверность изложенной в статьях и комментариях информации несут авторы.

Предыдущая новость

В истории не существует мелочей…

Следующая новость

Знание – сила

Комментарии


    Войдите, чтобы оставить комментарий!
    Войти в систему

    Подобные записи

    Особый коллектив для особых детей

    [ 2015 ] 15 декабрь, 22:53
    1821

    Знание – сила

    [ 2015 ] 16 ноябрь, 17:23
    1712

    Законы Хана Тауке «Жеті жарғы»

    [ 2015 ] 9 октябрь, 19:50
    5885

    В истории не существует мелочей…

    [ 2015 ] 5 октябрь, 18:36
    2558

    Осознание великого прошлого народа

    [ 2015 ] 14 сентябрь, 19:02
    1803

    Торжество единства и согласия

    [ 2015 ] 14 сентябрь, 17:52
    1684

    Рубрики тем

      Состав редакцииРухани жаңғыруРайоныТупкараганКонтактные данныеАктау - 55Год молодежиДела коммунальныеНефть и газАНТИКОРПроизводство550-летие казахского ханства

    Другие новости автора

    Двое погибли, один в больнице: смертельное ДТП произошло в Актау

    [ 2021 ] 8 ноябрь, 23:54
    4009

    В Актау благоустраивают микрорайоны

    [ 2021 ] 16 август, 11:03
    1050

    Мангистаусцы лидируют по показателю занятости массовым спортом

    [ 2021 ] 16 август, 10:52
    981

    В Актау запущен единый контакт-центр 109 по вопросам жизнеобеспечения населения

    [ 2021 ] 9 август, 12:19
    1634

    В Мангистау за минувшие сутки коронавирус выявлен у 214 граждан

    [ 2021 ] 9 август, 12:14
    1118

    Выборы сельских акимов: предвыборная агитация начнется 14 июля

    [ 2021 ] 9 июль, 15:46
    1324

    Рекламодателям

    Уважаемые рекламодатели! Редакция готова принять рекламные и другие материалы, публикуемые на платной основе. Мы можем предложить вам самые выгодные условия. Рекламно-информационные услуги предоставляются на казахском и русском языках. Свяжитесь с нами, мы всегда рады взаимовыгодному сотрудничеству.

    Правила сайта ©

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на mangystaumedia.kz.

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Mańǵystaý Media

    Мангистау Медиа благодарит своих партнёров и читателей за постоянную поддержку и доверие. Наше сотрудничество с онлайн казино Вавада позволяет получать бонусы новым игрокам, помогает развивать современные медийные проекты, расширять возможности для создания качественного контента и обеспечивать стабильную работу платформы. Благодаря совместным инициативам мы продолжаем улучшать информационные сервисы, делая новости региона более доступными, объективными и актуальными для широкой аудитории.

    Редакция

    • О редакции
    • Газеты редакции
    • Состав редакции
    • Контактные данные

    Статистика сайта:

    Сопровождение сайта Mediana

    Copyright © Все права защищены | ТОО «Маңғыстау Медиа»