В нашей области произошло 358 дорожно-транспортных происшествий в прошлом году, в результате чего пострадало 554 человека. Эти цифры ниже показателей 2013 года, как и число раненных при ДТП и погибших. Тенденция положительная, но радовать она, без сомнений, не может.
До последнего времени в Казахстане действовало достаточно мягкое законодательство по отношению к виновникам ДТП. Уголовные дела возбуждались, но достаточно много из общего количества прекращалось, а уголовное наказание применялось лишь к некоторой части от общего количества виновников ДТП со смертельным исходом. Кроме того, имеет место постоянное увеличение автопарка, тогда как ширина дорог в большинстве своем остается неизменной. После суммирования данных аргументов каждый придет к одинаковому выводу – ситуация должна была измениться.
Закон «О дорожном движении» вступил в законную силу 20 октября 2014 года. В новом законе уточнены некоторые дорожные определения («паркинг», «агрессивный метод вождения»), изменилась процедура техосмотра, изменены наказания за нарушение ПДД. Кстати, наказания за некоторые нарушения стали мягче, другие – ужесточились.
– Изменено наказание за превышение скорости более чем на 40 км/ч., вместо лишения прав это нарушение будет караться штрафом в размере 30 МРП. А вот наказание за вождение в нетрезвом виде ужесточено. Также по новым правилам, если при ДТП нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия, – отметил начальник управления по надзору за законностью судебных актов и представительству интересов государства по уголовным делам прокуратуры Мангистауской области Амиргали Жанаев.
На заметку водителям – в новый закон добавлен пункт по использованию аварийной световой сигнализации – при любом движении задним ходом необходимо включать аварийную световую сигнализацию. На автомагистралях водителям легковых авто по-прежнему разрешено развивать скорость до 140 километров в час, если иной скоростной режим не установлен знаками. На дороге вне населенного пункта, если на ней имеется разделительная полоса, можно разгоняться до 110 километров в час. На остальных загородных трассах скоростной барьер теперь снижен до 100 километров в час.
И еще одно изменение – если раньше со включенными фарами необходимо было ехать днем только вне населенного пункта, то теперь с горящими фарами придется ездить везде – и на трассе, и в городе.
К слову, разработана новая редакция Кодекса об административных правонарушениях. Можно упомянуть лишь несколько статей, касающихся ситуации на дороге. По аналогии со статьей 129 УПК РК КоАПом введен институт использования научно-технических средств, что позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах. А для предотвращения повсеместного временного изъятия у граждан водительских удостоверений сотрудниками дорожной полиции в новой редакции оговариваются конкретные случаи признания водительского удостоверения основным документом, проходящим по делу об административном правонарушении (ст. 795) (это значит, что их будут изымать до того времени, пока виновник не заплатит штраф, то есть до исполнения судебного акта).
С 1 января 2015 года на территории РК действуют новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Так вот, по старому уголовному кодексу за причинение телесных повреждений средней тяжести не считалось должным аргументом для возбуждения уголовного дела, а по новому кодексу ответственность за причинение таких повреждений установлена.
При таком раскладе по старому УК РК виновник ДТП – по решению суда – мог лишиться водительского удостоверения на срок до трех лет, а мог и остаться при нем. А вот нынешний кодекс увеличил срок лишения удостоверения с трех до семи лет.
Количество осужденных виновников ДТП в этом году немного выросло: если в 2013 году по уголовным делам за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (а по факту – причинение тяжких телесных повреждений, гибель одного и более человек) судами области были осуждены 34 лица, то в 2014 году было осуждено 36 человек (правда, и количество погибших увеличилось).
Так что не удивительно, что в уголовном кодексе вновь появилась (ранее эта норма была исключена) норма, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение ПДД, что повлекло причинение вреда здоровью средней тяжести. Если раньше уголовное дело по факту ДТП, при котором погиб человек, можно было прекратить по формулировке «примирение сторон», то сейчас данная трактовка исключена, уголовная ответственность усилена, а виновное лицо не подлежит освобождению от уголовной ответственности.
А примеров таких по судебной практике прошлого года немало. Первого января в селе Мангистау Мунайлинского района возле магазина «Нур-Сат», водитель автомобиля марки «Митсубиси Галант» совершил наезд на человека, который, не приходя в сознание, скончался на месте ДТП. В тот же день по данному факту в РОВД Мунайлинского района в отношении К. возбудили уголовное дело по ч.2 ст.296 УК (старая редакция). Однако позже, по вышеуказанной формулировке, данное дело было прекращено.
Еще один пример можно привести из судебной практики г. Жанаозен – водитель автомашины «Lexus RX 300» совершил наезд на несовершеннолетнюю, позже скончавшуюся в больнице. Приговором суда водитель был освобожден от уголовной ответственности, на основании ч.1 ст. 67 УК РК, за примирением сторон.
Есть случаи, когда водители наказывались чрезвычайно мягко. В г. Жанаозен в мае прошлого года судили водителя «Nissan Patrol», который сбил пешехода на дороге, переехал его и скрылся с места происшествия. Прохожие доставили потерпевшего в реанимационное отделение больницы, где потерпевший скончался, не приходя в сознание. В итоге – водитель осужден на 2 года лишения свободы условно, с лишением права управления автотранспортными средствами сроком на 3 года.
К аналогичному наказанию – на два года 6 месяцев лишения свободы условно, с лишением права управления автотранспортными средствами сроком на 2 года был приговорен водитель автомашины «Hyundai Sonata», который в апреле прошлого года на центральной улице села Жетыбай произвел обгон по обочине, на которой, дожидаясь такси, стоял человек. Водитель не остановился, не оказал помощь пострадавшему и скрылся с места происшествия. А потерпевший, из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, скончался на месте.
Бесспорно, не всех водителей, допустивших аварии, в ходе которых были причинены серьезные повреждения или погибли люди, надо судить одинаково. Нужен объективный подход и серьёзное разбирательство. Но судить, по всей строгости, потому что в большинстве своем виновны именно водители, нарушающие ПДД, необходимо, иначе гибель пешеходов скоро станет настолько повседневным явлением насколько нормальному человеку трудно представить.
Можно привести примеры приговоров суда по ДТП, в ходе которых погибло несколько человек.
В марте прошлого года был озвучен приговор суда Мангистауского района, где виновника ДТП, который выехал на «встречку» и столкнулся с автомашиной марки «Mazda Tribute», в результате чего погибли три человека, осудили на шесть лет лишения свободы. Стоит подчеркнуть, что представители потерпевших простили подсудимого и не требовали сурового наказания, ограничиваясь требованием взыскания морального и материального ущерба.
Суд г. Жанаозен в конце февраля прошлого года приговорил к 5 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселения женщину, ставшую виновницей ДТП при схожих обстоятельствах и также ставшей виновницей гибели трех человек.