В последнее время в региональную палату предпринимателей поступает множество письменных и устных обращений от собственников и владельцев заведений общественного питания, общеобразовательных и дошкольных учреждений, то есть объектов массового скопления людей, касательно проверок сотрудниками департамента полиции Мангистауской области. По этому вопросу на площадке РПП был проведен круглый стол.
По словам заместителя директора региональной палаты предпринимателей Амиргали Жанаевой, вопросы общественной безопасности и борьбы с терроризмом были всегда актуальными. Противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности государства. По всей республике проводятся совместные антитеррористические мероприятия. Палата предпринимателей решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие общих усилий по борьбе с этим явлением. Однако есть вопросы касательно организации проведения проверок и профилактического контроля и надзора объектов бизнеса.
– Статьей 10-3 Закона РК «О противодействии терроризму» предусмотрены обязательства для собственников и владельцев или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении:
1) по обеспечению соответствующего пропускного режима, оснащению объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
2) по разработке на основе типового паспорта – паспорта антитеррористической защищенности вверенных им объектов;
3) по проведению профилактических и учебных мероприятий по обучению персонала технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств;
4) планированию и отработке совместных действий с заинтересованными государственными органами и организациями по ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
5) организации защиты информационных сетей объекта, обеспечения информационной безопасности.
Постановлением Правительства РК от 23.08.2013г. №876 определен перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, в том числе – торговые объекты площадью от 500 кв. м и более; объекты общественного питания на 100 и более посадочных мест; организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, для массового пребывания людей от 200 и более человек.
Таким образом, проверочные мероприятия органов внутренних дел имеют свое правовое основание, однако не понятен сам порядок и механизм проведения действий по проведению всех вышеуказанных мероприятий.
– В частности, неясным остается вопрос по пункту 1) ст.10-3 Закона, кто должен разрабатывать вышеупомянутый паспорт антитеррористической защищенности объектов; по пункту 3) этой же статьи – может ли владелец бизнеса самостоятельно проводить инструктаж персонала, если нет, то в какую учебную или другую организацию следует обратиться?; по пункту 4) той же статьи, как должно происходить планирование и отработка совместных действий с заинтересованными государственными органами и организациями по ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма,– отметила руководитель отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров РПП Асем Нурсеидова.
К примеру, по обращению ИП Оразмурадов К. – собственника ресторанов «Адайбек» и «Айжарык», была проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения по неисполнению требований п.2) и п.3) ст.10-3 Закона РК «О противодействии терроризму».
По факту, предпринимателем были приняты все вышеуказанные требуемые меры, в том числе и учебные мероприятия по обучению персонала согласно п.3) ст.10-3 закона. Однако проведенные меры не соответствуют требованиям проверяющих, которые утверждают, что мероприятия должны проводиться непосредственно с участием сотрудников органов внутренних дел. При этом тот факт, что в течение 2018 года ИП Оразмурадов К. трижды отправлял письма в соответствующие органы о направлении их сотрудников для отработки совместных действий и проведении обучения персонала технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств, которые были проигнорированы, не были учтены проверяющими лицами.
Материалы об административном правонарушении по п.1 ст.149 КоАП РК в отношении ИП Оразмурадов К. на сегодняшний день находятся на рассмотрении в Мунайлинском районном суде.
В соответствии с п.1 ст.149 КоАП РК, за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение собственником, владельцем либо руководителем объекта, уязвимого в террористическом отношении, либо субъектом охранной деятельности, заключившим договор об оказании охранных услуг по объекту, уязвимому в террористическом отношении, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта, предусмотрен штраф на физических или должностных лиц в размере 100 МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двухсот, на субъекты среднего предпринимательства – в размере трехсот, на субъекты крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей.
Поскольку законодательством не предусмотрен четкий механизм действий проведения всех мероприятий для субъектов бизнеса и других общеобразовательных учреждений, считаем несоизмеримым размер санкции вышеуказанной статьи.
– Полагаем, что при первом совершении вышеуказанного правонарушения, необходимо законодательно ограничиться предупреждением, принимая во внимание то, что по завершению проверки проверяющими составляется акт о результатах проверки. В случае выявления по итогам проверки нарушений, в течение 10 рабочих дней проверяемому субъекту вручается предписание об устранении нарушений в течение 30 календарных дней. Только при не устранении данных нарушений субъектом правонарушения по истечении предоставленного срока, необходимо привлекать к административной ответственности в виде наложения штрафа по вышеуказанной градации, – отметила Асем Нурсеидова.
По словам директора ТОО «Бақыт-Актау» Ларисы Гурьевой, не понятен сам порядок проведения мероприятий собственниками уязвимых в террористическом отношении объектов.
– Как и кем должен изготавливаться паспорт объекта? Имеется одна типография, которая занимается изготовлением таких паспортов по всей области. На сегодняшний день около 350 паспортов находятся в работе. Моя заявка будет удовлетворена только в феврале 2019 года. Таким образом, за повторность совершения админстративного правонарушения, ко мне будет применена мера ответственности в двойном размере. Почему протокол об административном правонарушении составлен в отношении товарищества, а не на должностное лицо, как руководителя, поскольку размер санкции несоизмеримый. Считаю, что это не профилактические меры, а карательные в отношении бизнеса, – заявила Лариса Гурьева.
– Мероприятия по борьбе с терроризмом проводятся повсеместно. Перечень объектов, язвимых в террористическом отношении, предоставлен акиматом области и составляет 524 объекта. Проверка по всем им проводится, – говорит начальник УБЭ департамента полиции Мангистауской области Даурен Куттымуратов.
П итогам круглого стола было принято решение областному департаменту полиции рассмотреть возможность приостановления проведения проверок до конца 2018 года. А региональной палате предпринимателей направить в НПП РК «Атамекен» соответствующие предложения по изменениям в действующее законодательство о противодействии терроризму и об административных правонарушениях.