Казахстан, провозгласив себя в соответствии с Конституцией Республики Казахстан демократическим правовым государством, заявил тем самым о своих принципах в развитии мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве.
Общее положение
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики (статья 76).
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы применения норм международного права, являются Конституция Республики Казахстан, Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан", Нормативное постановление Верховного суда «О применении норм международных договоров Республики Казахстан», международные договоры.
Согласно ст.2 ГПК международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Международные договоры Республики Казахстан являются частью действующего права, о чем отмечено в нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года №1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан». В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Республики Казахстан и признанными республикой нормами международного права.
Согласно пункту 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Республика Казахстан обязуется обеспечивать всем, находящимся на ее территории и под ее юрисдикцией лицам, защиту прав и свобод в соответствии с Конституцией и принятыми международными обязательствами.
Согласно подпункту 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан" от 30 мая 2005 года под международным договором Республики Казахстан следует понимать международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (иностранными государствами), либо с международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, договор, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).
К нормам материального права, которыми руководствовались суды при рассмотрении дел, относятся действующие на момент изучения нормативно-правовые акты (Конституция Республики Казахстан, Гражданский Кодекс Республики Казахстан, Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О медиации») международные пакты и конвенции.
Статистика в цифрах
За 8 месяцев 2017 года Мангистауским областным судом рассмотрено 4124 административных дел (либо 38,5% от числа всех рассмотренных по данной категории). Из них 3931 дело рассмотрено с применением международного пакта о гражданских и политических правах; 174 дела рассмотрено с применением конвенций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; 14 дел – с применением конвенций о правах ребенка.
Уголовных дел за 8 месяцев 2017 года со ссылкой на нормы международных договоров рассмотрено 517, что составляет 45,8% от числа всех рассмотренных. Из них 478 дела рассмотрено с применением международного пакта о гражданских и политических правах; 7 – с применением международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; 10 – международных конвенций о ликвидации всех форм расовой дискриминации; 1 – о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; 21 – о правах ребенка.
Также за этот период рассмотрено 1974 гражданских дела (13,8% от числа всех рассмотренных, за исключением дел приказного производства). Из них 1273 – с применением международного пакта о гражданских и политических правах; 17 дел – с применением международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; 7 – с применением конвенций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; 683 – конвенций о правах ребенка.
В формате СНГ
В силу приоритетного действия международных договоров, участниками которых является Республика Казахстан, правила подсудности судебных споров с участием иностранных лиц могут быть определены международным договором. В этих случаях при различном определении ГПК и международным договором правил подсудности по спору в определенных правоотношениях применяется правило международного договора.
Вопросы компетенции судов по рассмотрению гражданских дел с участием иностранных лиц в рамках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), как правило, регулируются:
- Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января1993 года, с изменениями от 28 марта 1997 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 31 марта1993 года № 2055-XII, вступившей в силу 19 мая 1994 года (далее – Минская конвенция);
- Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года №531-II, вступившей в силу 27 апреля 2004 года (далее – Кишиневская конвенция).
В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Кишиневской конвенции между государствами-участниками прекращает свое действие Минская конвенция и протокол к ней от 28 марта 1997 года. В то же время Минская конвенция применяется в отношениях между государствами-участниками Кишиневской конвенции и государством, являющимся ее участником, для которого Кишиневская конвенция не вступила в силу (пункт 4 статьи 120 Кишиневской конвенции).
К примеру, согласно статье 22 Кишиневской конвенции, если в частях II-V настоящего раздела не установлено иное, иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются независимо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих место жительства (местонахождение) на территориях разных Договаривающихся Сторон, спор рассматривается по месту жительства (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Суды Договаривающейся Стороны компетентны также в случаях, когда на ее территории: а) осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; б) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора; в) имеет постоянное местожительство или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Статья 30 Кишиневской конвенции предоставляет супругам, имеющим гражданство одного государства и проживающим на территории другого государства, право выбора обращения в суды государства, гражданами которого они являются, либо государства, на территории которого они имеют совместное местожительство. Однако, определяя указанным образом компетенцию судебных учреждений государств-участников по рассмотрению дел о расторжении брака между супругами, проживающими на территории разных государств, Кишиневская конвенция не исключает применение установленного ею общего правила о подсудности иска судебному учреждению государства по месту жительства супруга-ответчика (пункт 1 статьи 22). Следовательно, когда супруги, являющиеся гражданами одного государства, проживают на территориях разных государств, этот вопрос компетентны рассмотреть также судебные учреждения государств по месту проживания граждан.
Особенности подсудности экономических споров с участием хозяйствующих субъектов государств СНГ регулируются Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 года), ратифицированным постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 2 июля1992 года №1502-XII, вступившим в силу 20 апреля 1994 года.
Международные договоры, заключаемые от имени Республики Казахстан, являются межгосударственными договорами, от имени Правительства Республики Казахстан - межправительственными договорами; от имени центральных исполнительных органов, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан – межведомственными договорами.
Международные договоры, заключенные Республикой Казахстан в соответствии с Конституцией республики в установленном порядке и ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, имеют приоритет перед ее законами (пункт 3 статьи Конституции Республики Казахстан).
Положения международных договоров, не требующие издания законов для применения, действуют в Республике Казахстан непосредственно.
В судебных актах осуществляются ссылки на Международный пакт «О гражданских и политических правах», ратифицированный Казахстаном 28 ноября 2005 года; Нью-Йоркскую Конвенцию «О правах ребенка», Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948 года, Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 16 декабря 1966 года, Кишиневскую конвенцию, Минскую конвенцию, Конвенцию о правах инвалидов 13.12.2006 года и др.
Применение Международного пакта о гражданских и политических правах
При вынесении окончательных судебных актов, суд применяет ст.24 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства, а также ст. 14 этой же Конвенции, где каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Применение Конвенции о правах ребенка
При рассмотрении и гражданских и административных дел судом применяется п.1 ст.3 Конвенции о правах ребенка, согласно которому во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Применение Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
При рассмотрении административных дел суд применяет статью 5 указанной конвенции, согласно которой государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими, а также ст. 2 данного закона, где государства-участники принимают соответствующие законодательные акты и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин. По бракоразводным делам с приведением количества решений, по которым несовершеннолетние дети остались с отцом в текущем году не имеется.
Кроме этого, хотелось бы отметить, что в настоящее время в соответствии со Стратегией «Казахстан – 2050» проводится масштабная работа по вхождению нашего государства в число тридцати самых развитых стран мира. Формирование отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам заложено в 23-м шаге Плана нации. Казахстан стал членом ВТО. Это признание всеми крупными экономиками мира Казахстана как страны с благоприятным инвестиционным климатом. Глава государства отметил, что «вступление в ВТО будет способствовать нашей интеграции в мировую экономику, вхождению в тридцатку ведущих стран мира.
В Казахстане созданы необходимые законодательные условия для ведения бизнеса и эффективной судебной защиты инвесторов.
С учетом изложенного, считаем, что судопроизводство Республики Казахстан в области отношений с участием иностранного элемента позволяет его участникам полно защищать и реализовывать свои конституционные права, опираясь на международные стандарты в области защиты прав и свобод человека и гражданина.