В настоящее время в судах рассматривается большое количество дел по признанию поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. Общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок, регулируются Законом РК «О государственных закупках».
Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок.
Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Ввиду значимости вопроса признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в целом для дальнейшей предпринимательской деятельности этого поставщика, для дальнейшей трудовой деятельности его работников, законодателем разрешение данного вопроса отнесено к компетенции судов. Именно в судебном порядке подлежит установлению недобросовестность поставщика.
При рассмотрении исков о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок суды обращают внимание на основания признания недобросовестным участником государственных закупок и соблюдение заказчиком пресекательного срока (не позднее 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения) для обращения в суд, установленного пунктом 4 статьи 11 закона.
В случае нарушения заказчиками пресекательного срока для обращения в суд с иском суды отказывают в признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Более того, суды выносят частные определения в адрес организаций в случае выявления нарушения законности.
При рассмотрении споров о государственных закупках суды руководствуются как нормами вышеназванного закона, так и положениями нормативного постановления Верховного суда РК «О применении судами законодательства о государственных закупках» от 14 декабря 2012 года № 5. Как и предусмотрено действующим законодательством о государственных закупках, Гражданским кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, основаниями для обращения в суд являются неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств участниками государственных закупок. Исходя из статистики судебной практики, при рассмотрении дел данной категории субъектами государственных закупок, в особенности государственными органами, допускаются нарушения норм действующего законодательства о государственных закупках. Наиболее распространенные из них: несоблюдение срока обращения с иском в суд о признании потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, игнорирование заказчиками требования по надлежащему направлению проектов договоров о государственных закупках. Данные обстоятельства в целом влекут за собой увеличение количества исков, оставленных судами без удовлетворения, а также позволяют недобросовестным поставщикам дальше продолжать участие в процедуре государственных закупок. Со стороны потенциальных поставщиков наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства о государственных закупках являются факты уклонения от заключения договора о государственных закупках после победы в закупках. В случае выявления фактов нарушения вышеуказанных требований законодательства, участвующие в судебных заседаниях прокуроры ходатайствуют перед судом о вынесении частных определений в адрес руководителей государственных органов или уполномоченного органа в сфере государственных закупок для принятия мер в отношении ответственных должностных лиц.
На страницах «ОМ» мы будем рассказывать о недобросовестных поставщиках товаров, работ и услуг, которые нарушают Закон РК «О государственных закупках».