Вопросы совершенствования природоохранного законодательства, обсуждение проблем правоприменительной практики судов в этой сфере, несомненно, представляют большую актуальность. Необходимость законодательного регулирования норм экологического права обозначена одним из приоритетных направлений в Концепции правовой политики государства. В конце прошлого года вышло нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 25 ноября 2016 года №8 «О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам».
Об этом на страницах «ОМ» рассказывает судья специализированного межрайонного экономического суда Мангистауской области Айгуль Борашева.
Экологическое законодательство регулирует отношения по охране, воспроизводству, использованию, защите природных объектов и охране жизни и здоровья человека.
Айгуль Аталиковна напомнила, что нарушения законодательства об охране окружающей среды выражаются в выбросе в атмосферу вредных веществ и размещении промышленных бытовых отходов на свалке без соответствующего разрешения, а также сбросе в окружающую среду очищенных стоков с повышением уровня лимита приведенного объема сброса, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами и др.
– Субъектами загрязнения (причинителями вреда) являются как физические, так и юридические лица, в том числе национальные и иностранные. При этом судьи при разрешении дел исходят из того, что юридически значимым является не всякое загрязнение, а лишь такое загрязнение, которое превышает установленные нормативы качества окружающей среды. Содержание исковых требований в основном зависит от характера экологических правонарушений, совершенных природопользователями соответствующего региона страны и наличия тех или иных природных ресурсов. Например, в Мангистауской области исковые требования связаны с возмещением ущерба в результате разливов нефти и других нарушений при использовании нефтепродуктов, в Костанайской области – с возмещением ущерба, причиненного повреждением лесов, в городе Алматы – с вырубкой зеленых насаждений, а также запрещением деятельности природопользователей, в Атырауской области – с охраной рыбных запасов и т.д., – рассказала судья.
Как отметила Айгуль Борашева, для обеспечения правильного применения закона при рассмотрении дел об экологических преступлениях судам в каждом конкретном случае следует выяснять, какие экологические требования или определенные правила должны были соблюдаться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, производстве, хранении и использовании экологически опасных веществ, совершении иных действий (водный, охотничий промысел, порубка деревьев и кустарников и др.), а также какими нормативными правовыми актами эти правила и требования установлены, имея в виду, что нормы уголовного закона, устанавливающие ответственность за совершение экологических преступлений, являются бланкетными.
– Субъектами экологических преступлений могут быть любые физические лица, в том числе лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность и лица, выполняющие управленческие функции в государственных и негосударственных, коммерческих или некоммерческих организациях, – пояснила она.
При рассмотрении уголовных дел суды должны тщательно исследовать обстоятельства, связанные с выяснением причин и условий, способствующих нарушению законодательства об охране окружающей среды, устанавливать конкретные недостатки и упущения в деятельности государственных органов, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, факты неправомерных действий отдельных должностных лиц, из-за которых стали возможными нарушения законодательства об охране окружающей среды и в необходимых случаях выносить частные постановления.
– Простой юридический анализ приведённых законодательных норм позволяет прийти к выводу о том, что прежде чем обвинить природопользователя в противоправном причинении ущерба окружающей среде и требовать от него возмещение такого ущерба, компетентному органу необходимо достоверно установить и доказать следующие, обязательные по закону, обстоятельства: установить и доказать факт «загрязнения окружающей среды» и/или «изъятия природных ресурсов»;установить и доказать, что «загрязнение окружающей среды» и/или «изъятие природных ресурсов» осуществляется «сверх установленных нормативов»; и наконец; установить и доказать, что «загрязнение окружающей среды» и/или «изъятие природных ресурсов», осуществляемое «сверх установленных нормативов» должно в обязательном порядке «вызвать деградацию, истощение природных ресурсов или гибель живых организмов», причём необходимо установить и доказать причинную связь между действиями (бездействием) природопользователя с наступившими последствиями. Таким образом, ранее действовавший Закон РК «Об охране окружающей среды» и ныне действующий Экологический кодекс РК чётко и однозначно устанавливают законодательные критерии привлечения природопользователя к ответственности за ущерб, причинённый окружающей среде. По общему правилу, неустановление и недоказанность этих обстоятельств должно освобождать природопользователя от любой ответственности, в том числе и от материальной, – заключила судья Айгуль Борашева.