В Республике Казахстан на протяжении ряда лет идет процесс оптимизации и совершенствования структуры управления государством, целью которого является создание профессионального правительства, способного эффективно решать текущие и перспективные вопросы развития Казахстана. Формирование современной высокоэффективной государственной системы управления и государственной службы – одна из ключевых проблем, которая выдвигается сейчас на первый план. Становится совершенно очевидно, что именно от состояния машины управления государством и профессионализма чиновников, их дееспособности и инициативности, приверженности избранному страной курсу во многом зависит ход экономических реформ в Казахстане, продвижение по пути демократизации общества, становление правового государства, в целом стабилизация и развитие страны.
Необходимость создания системы государственного управления на принципиально новых началах ощутили на себе все «транзитные» государства, осуществляющие переход от социалистической системы к рынку. Не сходит эта проблема с повестки дня и в многочисленных развивающихся странах. Да и многие так называемые «классические демократии» стали ощущать негативное воздействие изъянов в своих управленческих системах. Тем не менее, солидная по времени история становления и совершенствования, шлифовки госслужбы в них накоплена и с несомненной пользой может быть использована. Не случайно обращение к опыту реформирования административных структур в развитых странах Запада – позволяет критически оценивать отжившую систему управления, создавать государственную службу на принципиально иных началах, своевременно адаптировать ее к изменившимся условиям.
В Казахстане достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Вместе с тем, развитие общества, изменение условий и требований нынешнего дня требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.
Вопросы совершенствования государственной службы занимают важное место в кадровой политике Республики Казахстан. В «Концепции новой модели государственной службы РК», утвержденной Указом Президента РК от 21 июля 2011 года, четко определены пути дальнейшего совершенствования казахстанской модели государственной службы – это совершенствование законодательства о государственной службе, направленное на повышение профессионализма и стабильности государственной службы, стимулирование карьерного роста, формирование действенного кадрового резерва, создание общегосударственной системы обучения кадров, усиление мер социальной и правовой защиты государственных служащих. При этом одним из главных направлений в процессе совершенствования законодательства о государственной службе должен стать переход к карьерной системе продвижения по служебной лестнице.
Модернизация общества в современных условиях невозможна без усиления всей структуры государственного управления. При этом сама система государственного управления нуждается в оперативном реформировании в первую очередь. Все это выдвигает следующие проблемы:
- государственный аппарат должен взять на себя роль главного двигателя реформ и гаранта их необратимости;
- правовое, материальное, финансовое и социальное обеспечение государственных служащих тесно связано с формированием сильного бюджета, и это одна из причин коррупции, высокой текучести кадров, отсутствия стимула для профессионального совершенствования.
В Республике Казахстан Конституцией 1995 г. и Указом Президента «О государственной службе» от 26 декабря 1995 г. № 2730, имевшем силу закона, были заложены основы для построения эффективной системы государственного управления, законодательного оформления прохождения государственной службы чиновниками. В Указе были определены основные организации государственной службы в республике, правового положения государственных служащих, их социальной защищенности и регулирования отношений в сфере государственной службы. В результате были законодательно оформлены статус, категории, квалификационные классы государственных служащих, что позволило стабилизировать кадры, а также проводить единую политику оплаты труда. Современная государственная служба РК представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисленные проблемы государственной службы Казахстана свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.
В настоящее время в Казахстане сложилась собственная модель государственной службы, получившая международное признание. Всемирный банк признал Казахстан лидером реформ в сфере государственной службы. Казахстанская модель государственной службы с интересом изучается нашими соседями из стран СНГ.
Но жизнь каждый день выдвигает новые требования. Основой и двигателем дальнейшего развития являются поручение Главы государства и возрастающие требования со стороны общества.
Н. Кердешов,
главный специалист
СМУС Мангистауской области