В настоящее время в республике активно осуществляются институциональные реформы по Плану нации «100 шагов: «Современное государство для всех». В соответствии с реформой «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 конкретных шагов в сфере совершенствования правовой системы Казахстана. Большая часть из них посвящена реформированию национальной судебной системы.
Ключевые приоритеты национальной судебной системы были обозначены Президентом Республики Казахстан еще на прошедшем в ноябре 2013 года VI Съезде судей. Это последовательное совершенствование законодательных и процессуальных норм деятельности судов, совершенствование судоустройства, активное внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия, повышение профессионализма судебного корпуса. Эти приоритеты нашли свое непосредственное воплощение в целевых шагах институциональной реформы.
Национальной комиссией по модернизации выделено два основных вектора реформ. Один из них направлен на модернизацию судопроизводства в стране. Второй – на совершенствование системы отбора и назначения судей. В этих направлениях принято решение осуществить ряд мер. Все они прямо затронут работу судов в регионах.
Так, в ближайшее время будет произведена оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Намечен переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. При ней районные, городские и приравненные к ним суды будут осуществлять судопроизводство первой инстанции, в областных судах будет сосредоточена апелляционная инстанция, в Верховном суде РК – кассационная инстанция.
Во многом такой переход обусловлен вполне обоснованной критикой существующей системы, когда в одном и том же областном суде находится и апелляционная, и вышестоящая по отношению к ней кассационная инстанция. При этом, поскольку кассационная инстанция фактически выполняет функции надзора, логично выглядит передача этих функций Верховному суду РК. Это соответствует также и международной практике других стран системы континентального права, к которой принадлежит и Казахстан, по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов. Усиление роли апелляционных инстанций на местах означает и усиление их ответственности. Для повышения эффективности их работы предлагается применение коллегиального рассмотрения дел. При этом в зависимости от сложности и в целях процессуальной экономии, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном порядке и в приказном производстве, то есть при отсутствии спора, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести будут рассматриваться единолично.
С другой стороны, одним из шагов реформы является создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Для рассмотрения инвестиционных споров образуется специализированный судебный состав в суде города Астаны, а для разрешения споров с участием крупных инвесторов – инвестиционная коллегия Верховного суда РК.
Помимо этого, в рамках финансового центра Астаны, в соответствии с Указом Главы государства, создается специализированный финансовый суд. Он не входит в судебную систему страны и будет действовать в особом статусе, на примере суда Дубайского финансового центра (ОАЭ).
Также в Астане будет создан международный арбитражный центр (AIFC) на примере международного арбитражного центра в Дубае. Планируется, что он будет как единый арбитражный центр для оперативного и эффективного рассмотрения коммерческих и хозяйственных споров.
Дело в том, что проведенными в прошедшем году исследованиями было установлено, что действующие в стране арбитражные и третейские суды зачастую разобщены, не имеют единой сети, базы данных, слабо ориентированы на международный опыт. Создание международного центра станет мощным стимулом для их развития и обеспечения альтернативных способов разрешения споров, а также фактором уменьшения нагрузки на судебные органы и снижения уровня конфликтности гражданского общества.
Следующий шаг судебных реформ – сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам. Внесением соответствующих поправок в Гражданский процессуальный Кодекс РК будут сокращены случаи обязательного участия прокурора в гражданских судебных делах. Это позволит, с одной стороны, обеспечить действительную состязательность сторон как принцип гражданского судопроизводства, а с другой стороны, сосредоточить внимание органов прокуратуры на приоритетных направлениях прокурорского надзора.
Важный шаг институциональных реформ, подтверждающий приверженность Казахстана мировым традициям демократии и верховенства права – расширение области применения суда присяжных. В настоящее время выработаны конкретные предложения по расширению области применения судов присяжных по пяти составам особо тяжких преступлений и законопроект об этом внесен в Парламент страны. Актуальной задачей по реализации указанного шага является обеспечение судов всеми местными исполнительными органами,постоянно обновляемыми списками граждан для участия в суде присяжных, потому что с подбором присяжных существуют определенные проблемы.
Для соответствия судопроизводства современнейшим требованиям внедряется аудио-, видеофиксация всех судебных процессов. В целях исключения приостановки записи или редактирования материалов вносятся соответствующие изменения в программное обеспечение технических комплексов. Система АВФ будет интегрирована с разделом «Судебный кабинет» на сайте Верховного суда РК, что позволит гражданам–участникам процессов дистанционно просматривать и скачивать записи заседаний судов.
В ближайший период реализация институциональных реформ примет масштабный и предметный характер. Уверен, национальная судебная система имеет четкое видение путей реализации всех поручений Главы государства, и готова к осуществлению конкретных шагов по обеспечению верховенства закона.
Н.Кердешов,
главный специалист СМУС
Мангистауской области