И налоговые, и таможенные органы, работая с предпринимателями и иностранными инвесторами, совершают ошибки. Впоследствии эти споры являются предметом судебных разбирательств и нередко именно Верховному суду РК приходится ставить точку в затянувшемся споре. Так, в прошлом году в Верховном суде рассматривалось около ста гражданских и уголовных дел, итоговое решение которых меняло судебные акты местных судов. То есть Верховный суд выполнял ту работу, которая могла и должна была быть выполнена на местах. Решению этой проблемы и выработке единой судебной практики и был посвящен региональный семинар, организованный Верховным судом РК, собравший судей, работников таможенных и налоговых органов, органов прокуратуры, коллегий адвокатов Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей.
В ходе семинара были обсуждены вопросы урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке, практики рассмотрения гражданских дел по обжалованию уведомлений налоговых органов о нарушении налогоплательщиками налогового законодательства, обжалования действий налоговых органов, а также о признании действительными сделок, совершенных лжепредприятиями. Участники семинара высказывались относительно практики рассмотрения гражданских дел, связанных с применением таможенного законодательства, обжалования действий таможенных органов, а также досудебного урегулирования споров с государственными органами. Оказалось, что у работников этих сфер накопилось множество вопросов.
Здесь требуется небольшое пояснение. Лжепрепринимательство – это уголовно наказуемое деяние, когда субъектом частного предпринимательства совершаются сделки без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность. В орбиту лжепредпринимательства иногда вовлекается огромное количество контрагентов. Некоторые из них доказывают, что они действительно совершали сделки, заполняли счета-фактуры и исполняли договорные обязательства. Если предпринимательство действительно имело место, то налоговые органы не должны начислять на контрагентов соответствующие налоги (КПН, НДС и другие).
– В Налоговом кодексе РК не предусмотрена норма, в соответствии с которой отсутствие контрагента по месту его регистрации либо по последнему месту нахождения являлось бы основанием для несения ответственности налогоплательщиком, имевшим с ним взаимоотношения. Также имеются случаи, когда на момент взаимоотношений налогоплательщика с контрагентом последний состоял на регистрационном учете по НДС. Это обстоятельство, полагаю, нельзя оставить без внимания, – высказалась на встрече судья Атырауского областного суда Жулдуз Мадьярова.
Подобные налоговые и таможенные споры самые сложные, – высказались представители судебной системы.
– В одном таком споре, где столкнулись интересы работников, например, налоговой сферы и бизнесменов, в том числе иностранных инвесторов, могут озвучиваться не одно, а десятки требований. Сейчас их количество несколько уменьшилось из-за проводимого моратория, во время которого фискальные и таможенные органы могут проводить только плановые проверки. Точную цифру сказать затруднительно, но примерно 100-200 таких споров имели место за это время. А раньше их было намного больше. На мой взгляд, налоговое законодательство требует изменений и дополнений. В целом, необходима единая судебная практика, – сказал Шаншарбек Есбаганбетов, председатель специализированного межрайонного экономического суда Мангистауской области.
Резюмировал итоги встречи судья Верховного суда РК Рахимбек Мамырбаев.
– Количество дел по налоговым и таможенным спорам в общем количестве гражданских дел незначительно, но, тем не менее, они существенно затрагивают интересы бюджета, физических и юридических лиц. С точки зрения толкования таможенного и налогового законодательства эти споры представляют определенную сложность, поэтому в деятельности судебных, таможенных и налоговых органов зачастую допускаются ошибки, которые исправляются вышестоящими судебными инстанциями и окончательную точку ставит Верховный суд. Нередко контрагенты доказывают, что они действительно совершали сделки, но налоговые органы начисляют соответствующие налоги, и они необоснованно их платят. При рассмотрении таких споров иногда выясняется, что эти сделки действительно имели место. То есть когда лжепредприниматель все-таки совершал какие-то операции, занимался предпринимательством, не на сто процентов был лжепредпринимателем, контрагенты освобождаются от уплаты этих налогов, а значит, начисления являются незаконными. Совершает ошибки и таможня. С созданием Таможенного союза законодательство динамично меняется и в некоторых случаях работники таможенных органов руководствуются национальным законодательством в то время, когда следует руководствоваться законодательством Таможенного союза. Это влечёт споры, ошибки, которые являются предметом судебных разбирательств, и эти ошибки нами исправляются, – подчеркнул Рахимбек Нурмухамедович.
Главная задача проведения семинара, по его словам, выработка единой судебной практики, исключение ошибок и наиболее полная защита интересов бюджета, интересов юридических и физических лиц, которые занимаются предпринимательством.
– В прошлом году эти споры рассматривались всеми областными судами и межрайонными экономическими судами, по всей РК. Когда стороны не соглашаются с выводами местных судов, эти решения и судебные постановления обжалуются в Верховном суде, так что мы также занимались этими спорами и принимали решение – либо отменяли, либо изменяли судебные акты. Иногда происходит так, что мы изменяем решение суда первой инстанции, либо отменяем постановления апелляционной кассационной коллегии областных судов либо наоборот, – говорит он.
В прошлом году в практике Верховного суда было около ста таких дел, где поправлялись судебные акты местных судов.