Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Мангистауской области совместно с прокуратурой Мангистауской области и Национальной палатой предпринимателей, с участием представителей государственных контролирующих органов был проведен семинар-совещание на тему: «Государственный контроль и надзор в свете кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».
На семинаре были рассмотрены и обсуждены новеллы, внесенные в законодательные акты, касательно практически всех сфер государственного контроля и надзора. Всего были внесены изменения и дополнения в 11 кодексов и 94 закона.
Старший прокурор отдела управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по Мангистауской области, юрист 2 класса Анвар Касымов в своем выступлении отметил, что семинар-совещание будет проведено в виде экскурса по отдельным нормам действующего законодательства, регламентирующего порядок назначения и проведения проверок государственных органов.
– 24 декабря 2014 года Президентом страны был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности, который с 1 января текущего года вступил в законную силу. Следует отметить, что данный закон является одним из последовательных этапов осуществления политики Главы государства по всесторонней поддержке казахстанского бизнеса и реализации Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года. Основная цель закона – это создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Казахстан, выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом, переход от политики «выявления наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства» и в целом совершенствование законодательства в сфере предпринимательства.
Изменения коснулись практически всех сфер государственного контроля и надзора. Количество НПА (нормативно-правовые акты), в которые внесены изменения и дополнения говорит само за себя, это11 кодексов и 94 закона. Все изменения и дополнения направлены на повышение эффективности государственного регулирования частного предпринимательства, в том числе переход от плановых проверок на организацию проверок по системе оценки рисков, введение возможности страхования субъектов предпринимательства.
Также аудита деятельности, как альтернативы проверкам, введение упрощенного порядка ликвидации субъектов бизнеса, сокращение сроков и количества процедур при получении разрешений, отмена нотариального заверения отдельных видов документов, усиление роли Национальной палаты предпринимателей, – отметил Анвар Касымов.
Далее он продолжил, что сейчас невозможно перечислить все новеллы данного закона, но, безусловно, что детального изучения требует каждое изменение и дополнение, внесенное обсуждаемым законом.
– К примеру, Закон РК «О нормативных правовых актах» дополнен пунктом, запрещающим государственным органам принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением ведомственной отчетности, проверочных листов и системы оценки рисков. И это особенно необходимо иметь в виду при изучении оснований для назначения выборочных и внеплановых проверок государственных органов. Иногда, даже сами государственные органы не владеют информацией об изменениях в НПА, которые регламентируют их деятельность. Также очень много звонков поступает по вопросу исключения из отраслевых законов полномочий по утверждению проверочных листов, системы управления рисками и ведомственной отчетности. А на самом деле, законодатель, в целях упорядочения полномочий в сфере государственного контроля и надзора, все дублирующие нормы исключил из отраслевых законов и перенес их в один НПА – закон «О государственном контроле и надзоре в РК».
И сейчас, полномочия органов контроля и надзора по разработке ведомственной статистической отчетности, проверочных листов и системы оценки рисков регламентируются только одним законом, сказал Анвар Нурулбекович.
Он также отметил, что существенные изменения внесены в Закон РК «О борьбе с коррупцией», который дополнен новой нормой, ужесточающей ответственность проверяющих должностных лиц.
– Сегодня грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов частного предпринимательства будут приравниваться к правонарушениям, создающим условия для коррупции. Более того, грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов частного предпринимательства, совершенные лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним, влечет понижение в должности, либо в случае отсутствия вакантной нижестоящей должности, предупреждение о неполном служебном соответствии, – предупредил он.
То есть у органов прокуратуры появился еще один рычаг воздействия на факты грубого нарушения законности при проведении проверок субъектов бизнеса.
Как отметил Анвар Касымов, самое важное изменение, внесенное данным законом в действующее законодательство, это наделение комитета функцией по координации проверок всех государственных органов.
–Хотелось бы отметить, что такое расширение полномочий комитета не было поддержано большинством государственных органов, а также отдельными депутатами Парламента, но мы смогли отстоять это право и оставить его за собой. В целом координацию проверок, можно понимать как механизм управления процессами государственного контроля, который состоит из согласованных, упорядоченных действий государственных органов при осуществлении контроля и надзора. И сейчас нами разрабатываются новые правила, которые будут определять не только полномочия по учету и регистрации проверок, но и порядок осуществления органами правовой статистики и специальных учетов координации проверок государственных органов, – подчеркнул он.
Далее Анвар Касымов разъяснил, что несмотря на отмену плановости при проведении проверок, плановые проверки органов государственного контроля и надзора, утвержденные регулирующими государственными органами на первое полугодие 2015 года, в отношении проверяемых субъектов, не являющихся субъектами частного предпринимательства, будут проведены до 30 июня 2015 года.
– Таким образом, плановые проверки будут проводиться в соответствии с планами, размещенными на сайте Генеральной прокуратуры РК и исключительно в отношении государственных органов и учреждений.
Также следует учесть, что в первом полугодии не будут проводиться проверки в особом порядке и выборочные проверки. Это обусловлено тем, что обе категории проверок назначаются в соответствии с системой оценки рисков, которая на сегодняшний день у государственных органов не разработана. Более того, системы оценки рисков будут формироваться по соответствующей методике, которая также находится на стадии разработки (со сроком исполнения – в течение трех месяцев с момента вступления закона в законную силу), – пояснил он.
По поручению Администрации Президента для разработки единой методики формирования системы оценки рисков, при министерстве национальной экономики создана рабочая группа, в состав которой вошли и сотрудники комитета. Все изменения и дополнения направлены на повышение эффективности государственного регулирования частного предпринимательства.
На семинаре представителям контролирующих органов было рекомендовано строгое соблюдение норм действующего законодательства.