Как известно, в августе т.г. в Правительстве Республики Казахстан произошли структурные изменения. В этой связи, в соответствии с постановлением Правительства РК от 14 августа 2014 года №933 комитеты Министерства юстиции РК по исполнению судебных актов, регистрационной службы и оказания правовой помощи, а также по правам интеллектуальной собственности были реорганизованы в соответствующие департаменты.
Что касается территориальных подразделений комитета по исполнению судебных актов, то они, согласно постановлению Правительства РК от 23 сентября 2014 года №1009, с 23 октября текущего года были присоединены к территориальным департаментам юстиции. На сегодняшний день проведена работа по приему-передаче документации и основных средств департамента по исполнению судебных актов. О последних изменениях в деятельности департамента юстиции для читателей «ОМ» рассказала руководитель департамента юстиции Мангистауской области Бактыгуль Атагазиева.
– Расскажите пожалуйста, ожидаются ли какие-либо изменения в связи с объединением департаментов юстиции и судебных исполнителей?
– Особых изменений граждане на себе не ощутят, так как оба ведомства находились и находятся по сей день в структуре одного государственного органа – министерства юстиции. Хочу отметить, что состав работников сохранен полностью, без сокращения штата. Также сохранены категории и заработная плата судебных исполнителей.
Новое руководство будет придерживаться главного принципа для судебных исполнителей – действовать в рамках действующего законодательства.
Ни для кого не секрет, что на судоисполнителей возложена очень ответственная и важная государственная миссия. Своевременное исполнение судебных решений свидетельствует об авторитете не только судебных исполнителей, но и судебных органов. Несмотря на то, что ежедневно судом восстанавливаются законные интересы физических и юридических лиц, ряд проблем остается не решенным.
Зачастую наши граждане в несвоевременном исполнении судебных решений винят лишь судебных исполнителей. Однако мы не должны забывать, что ответственность, возлагаемая на судебных исполнителей, очень высока.
Необходимо помнить, что далеко не все зависит от безупречной работы судебного исполнителя. При исполнении судебных актов возникает множество различных проблемных ситуаций: неплатежеспособность должника (отсутствие имущества или работы), частая смена работы, неизвестность местонахождения самого должника и т.д.
Тогда как обращение граждан к услугам частных судебных исполнителей значительно снизит загруженность государственных судоисполнителей и положительно отразится на исполнении судебных актов.
– Не так давно создан институт частных судебных исполнителей. Расскажите вкратце о данной сфере.
– В Казахстане институт частных судебных исполнителей создан на основе отбора и глубокого анализа положительной международной практики. Деятельность частных и государственных судебных исполнителей регулируется Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
Главное отличие – частные судебные исполнители не имеют полномочий по исполнению документации и принятию мер наказания (заключение под стражу, наложение ареста на имущество).
Источником дохода частных судебных исполнителей является определенный процент от возмещенной суммы, что обуславливает оперативность и результативность исполнения документа.
Еще одним немаловажным преимуществом частных судебных исполнителей является относительно небольшое количество дел на исполнении. К примеру, если на исполнении государственных судоисполнителей находится более 1000 судебных актов, то у частных– в десятки раз меньше.
Между тем, несмотря на то, что с внедрения института частных судебных исполнителей прошло немало времени, у наших граждан они не пользуются широким спросом.
В этой связи хотим пояснить, что оплата за оказанную частными судебными исполнителями услугу будет взиматься не за счет заявителя, а за счет должника в исполнительном производстве. Поэтому мы настоятельно рекомендуем нашим гражданам обращаться к услугам частных судебных исполнителей. Это не только поможет вам в допустимые сроки вернуть деньги, но и сэкономит драгоценное время.
– Бахтыгуль Сапаровна, как известно, имеются изменения и в сфере регистрации актов гражданского состояния (РАГС), которая является одним из приоритетных направлений вашей деятельности. Расскажите об этом.
– Согласно Указа Президента РК от 23 августа 2014 г. №898 «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» функции по регистрации актов гражданского состояния, за исключением функций по нормативно-методологическому обеспечению, контролю за регистрацией актов гражданского состояния и по обеспечению функционирования соответствующих баз данных, переданы местным исполнительным органам.
Если заглянуть в 90-летнюю историю формирования органов ЗАГСа, то можно отметить, что это далеко не первая реформа. Решение о передаче функций РАГС в ведение местных исполнительных органов является логическим продолжением проводимой Правительством РК политики повышения эффективности государственного управления и децентрализации.
– Когда будет передана вышеназванная служба в ведение местных исполнительных органов?
– В целях реализации указа принят и вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничений полномочий между уровнями государственного управления». На сегодняшний день совместно с акиматами городов и районов создана рабочая группа по приему-передаче функций ЗАГСа, ведутся работы по подготовке рабочих мест, материально-техническому обеспечению, установке локальных сетей и т.д. После утверждения всех нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, на основании вышеуказанных изменений работа будет продолжена уже в составе акиматов.
– Большое спасибо за комментарии.