О некоторых важных отличиях медиативного решения споров от обычного судебного, а также о привлекательности медиации изданию рассказала президент ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Никар Рафикова.
– Никар Маликовна, можно ли дать четкую формулировку, что такое медиация?
– Конечно, медиация – это метод разрешения споров с привлечением посредника (медиатора), который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать конфликтную ситуацию таким образом, чтобы они самостоятельно смогли выбрать тот вариант решения, который соответствует их интересам и удовлетворяет их потребности. В отличие от формализованного судебного или арбитражного процесса, во время медиации стороны достигают соглашения сами – медиатор не принимает решение за них.
– Любой ли гражданин может обратиться за медиативной помощью или она применима и в отношении юридических лиц?
– Использования медиации возможно абсолютно всеми категориями граждан и организаций. Если у вас, как физического или юридического лица, возник спор или конфликт с другим лицом, который необходимо разрешить быстро и эффективно, и при этом желательно сохранить партнерские отношения, то медиация самый лучший вариант.
Также применение медиации оправданно, если спор находится в стадии передачи материалов в суд, но вы сомневаетесь, что получите желаемый результат; если спор уже рассматривается в суде, но вы не довольны тем, как проходит процесс, и ищете альтернативные способы разрешения спора.
– Важно ли личное присутствие во время медиации?
– Чрезвычайно важно, чтобы стороны лично принимали участие в медиации, желательно при содействии юристов, которые, учитывая все достигнутые договоренности, помогут правильно оформить окончательное соглашение в случае урегулирования спора. По взаимному согласию сторон могут привлекаться и другие лица, например, специалисты, чье присутствие поможет лучше понять ситуацию.
– Немного не понятно – а зачем привлекать посредника, не уполномоченного принимать решения в споре?
– Нейтральная третья сторона в процедуре медиации имеет фундаментальное значение, поскольку она содействует проведению переговоров между сторонами таким образом, чтобы они самостоятельно смогли отыскать решение в споре. Медиатор организовывает процесс переговоров таким образом, чтобы помочь выявить и проанализировать настоящие интересы сторон, что иногда имеет намного большее значение, чем их юридические позиции. Потому, что стороны не всегда готовы говорить друг с другом о собственных приоритетах, без такой помощи у них часто не получается достигнуть соглашения.
– Есть ли смысл применять медиацию, когда уже начался судебный процесс?
– Несомненно, да. Результат рассмотрения дела в суде, как правило, сложно предугадать, а сама процедура судебного разбирательства остается вне контроля сторон. Известно, что обеспечить исполнение даже благоприятного для стороны решения может быть проблематично. Именно непосредственное участие сторон в принятии взаимоприемлемого решения повышает гарантии того, что договоренность будет соблюдена и исполнена в будущем. Статистика подтверждает, что соглашения, принятые в результате медиации, исполняются намного добросовестнее, чем судебные решения. К тому же, если сторона не удовлетворена результатом медиации, ничто не мешает ей обратиться в суд или вернуться к судебному разбирательству.
– Какова юридическая сила соглашений, достигнутых в результате медиации?
– В целом договор, заключенный в результате медиации, может иметь силу гражданско-правового договора при условии его соответствующего засвидетельствования. При необходимости, с договором, принятым по завершению медиации, стороны могут:
– обратиться к нотариусу для нотариального засвидетельствования достигнутых соглашений;
– обратиться в суд для заключения мирового соглашения;
– заключить договор, подписанный уполномоченными особами сторон и засвидетельствованный ими в установленном порядке.
– Какие преимущества у медиации?
– Прежде всего, экономия времени и денег. По сравнению с судебной процедурой, разрешение спора путем медиации не занимает много времени и может существенно сэкономить затраты сторон. Это возможно благодаря сокращению времени на рассмотрение спора, экономии судебных расходов и рабочего времени сотрудников компании, вовлеченных в рассмотрение дела и вынужденных отвлекаться от своих прямых обязанностей.
Еще одно преимущество – приватность. Судебное разбирательство – это открытый публике и прессе процесс, следовательно, каждый может узнать все подробности вашего спора, деловых отношений или личной жизни. Конфиденциальность – один из принципов медиации, который помогает разрешить спор приватно и с достоинством.
Далее – выигрышное решение для обеих сторон. В процессе медиации не существует победителя и побежденного. Цель медиации – найти решение, которое удовлетворит обе стороны. Только при таком условии медиация будет считаться успешной. Чем откровеннее будут обе стороны в выражении своих интересов, тем больше шансов, что они смогут выработать творческое решение, которое удовлетворит их настоящие интересы, как в прошлой ситуации, так и в будущем. В суде же вряд ли будет применяться подобный подход к принятию решения.
Следующее – большая вероятность исполнения решения. Стороны, которые самостоятельно достигли согласия и выработали решение вместе, основываясь на собственных интересах, больше мотивированы исполнять достигнутые соглашения по сравнению с решениями, принятыми за них третьей стороной (в суде).
Сохранение деловых отношений. Договор, заключенный в результате медиации, является таким балансом интересов и потребностей сторон, при котором они самостоятельно готовы взять на себя определенные взаимные обязательства. Такой договор помогает сохранить существующие деловые отношения между сторонами и укрепить доверие между ними в будущем, в отличие от судебной или арбитражной процедуры, в которой одна из сторон проигрывает. Медиацию часто сравнивают с процессом «исцеления», поскольку она дает возможность сторонам откровенно и непосредственно говорить о том, что их беспокоит, и согласовывать их дальнейшее взаимодействие.
Неформальность процесса. Традиционное судебное разбирательство – это соперническая процедура, которая может быть очень агрессивной, если стороны вражески настроены друг к другу. Основное внимание здесь уделяется фактам, тогда как реальные интересы сторон не принимаются во внимание. Стороны общаются друг с другом опосредованно – через юристов и судью. В отличие от этого, медиация призвана помочь сторонам наладить непосредственный диалог и найти решение проблемы путем сотрудничества. Медиация позволяет снизить эмоциональное напряжение между сторонами, которое возникает вследствие конфликта. Это позволяет участникам «раскрыться» и найти наилучший вариант разрешения спора. Кроме этого, с помощью медиации можно одновременно и при участии нескольких сторон обсудить и согласовать позиции широкого круга взаимосвязанных вопросов, а не только узкого предмета спора.
– Каковы основные принципы медиации?
– Ну, во-первых, добровольность. Стороны принимают участие в медиации добровольно – во время принятия решения о медиации, в процессе ее проведения, принятия соглашения и исполнения решений.
Далее – самоопределение – фундаментальный принцип медиации. Он требует, чтобы процесс медиации основывался на способности сторон достигнуть добровольного, взаимоприемлемого решения.
Конфиденциальность. Все, что происходит вовремя медиации, носит конфиденциальный характер. Любая информация, записи, отчеты или другие документы, предоставленные медиатору во время подготовки к медиации или выработанные в процессе медиации, являются конфиденциальными. Медиатор не имеет права раскрывать другой стороне или постороннему лицу информацию, полученную от стороны в ходе частной встречи, без согласия на то стороны, которая предоставила такую информацию. Конфиденциальность является обязательным условием соглашения о проведении медиации, которое подписывают все участники медиации.
Независимость медиатора. Каждой из сторон предоставляется право самостоятельно выбирать медиатора из реестра независимых медиаторов. Медиатор, которого выбирают стороны, должен сообщить сторонам, если у него есть любой личный или финансовый интерес в результате медиации или о любых других известных ему обстоятельствах, которые могут привести к конфликту интересов в медиации.
Непредвзятость медиатора. Мнение каждой из сторон медиации в одинаковой степени важно для медиатора. Медиатор не имеет права высказывать личное мнение по поводу сути конфликта. Концепция беспристрастности медиатора – центральная в процессе медиации. Беспристрастность означает свободу от фаворитизма и непредвзятость. Медиатор не принимает подарки, услуги или другие блага, получение которых может вызвать сомнения в том, что медиатор непредвзят.
Правомочность сторон. Медиация может быть прервана или остановлена в любое время по инициативе любого из участников медиации. Каждая сторона самостоятельно определяет состав участников (юристы, родственники, полномочные представители и другие). Наконец, стороны сами решают, при каких обстоятельствах они будут принимать соглашение или прерывать медиацию.
Гибкость процедуры. Из-за того, что стороны спора должны согласиться со всеми договоренностями, достигнутыми в результате медиации, они сохраняют контроль над процессом. Решение принимается сторонами добровольно, без давления со стороны медиатора. Стороны имеют право отказаться от любых предложенных решений и обратиться к другим способам разрешения спора.
– Каков формат проведения медиации и каковы полномочия медиатора?
– Медиация может проходить в формате как совместных, так и отдельных частных (медиатор-сторона) встреч. Каждой стороне должны быть обеспечены равные возможности принимать участие в дискуссии. Медиатор может проводить медиацию таким способом, каким будет считать уместным, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость быстрого и эффективного разрешения спора. Медиатор не уполномочен принимать решения вместо сторон. Медиатор может прервать медиацию, если, по его мнению, стороны не прилагают достаточные усилия для разрешения спора.
– Что такое коммерческая медиация?
– Коммерческая медиации – процесс разрешения споров в сфере хозяйственных правоотношений, корпоративного управления и др. между сторонами, не подчиненными друг другу. Для проведения коммерческой медиации привлекаются посторонние независимые медиаторы. Сторонам обеспечиваются равные возможности выбора независимого медиатора.
Спасибо за интересный рассказ о медиации, надеемся, что казахстанцы сумеют по достоинству оценить возможности медиации и данный институт поможет многим нашим согражданам в решении проблем, не прибегая к суду.