Бороться с коррупцией могут все. От решительного «нет» каждого из нас в итоге выиграет все общество и в целом государство. Государственные и гражданские служащие, должностные лица, неправительственные организации, частный сектор, профсоюзы, средства массовой информации – в этом смысле могут осуществлять борьбу с коррупцией, укрепляя демократию, содействуя правосудию, поддерживая образование, повышая благосостояние граждан, совершенствуя медицину и так далее. Искоренение коррупции создает условия, благоприятствующие социально-экономическому развитию.
Одним, безусловно, эффективным модулятором нетерпимого отношения к несправедливости и искоренителем коррупции являются средства массовой информации. Ведь если чего и побаивается искушенный коррупционер, так это огласки, момента, когда вуаль таинственности, вдруг, оказывается сброшенной. Так какова роль массовой информации в данном контексте?
К сожалению, сегодняшние тенденции журналистики – вести информирование в повествовательной форме, без расстановки акцентов, сохраняя, так сказать, нейтралитет, разумеется, никогда и не дадут положительного эффекта. Без морального, а то и физического нажима педагогика бессильна. За все время существования человечества, она не изобрела ничего нового кроме кнута и пряника. И если рассказывать о правонарушениях и преступлениях лишь в повествовательном тоне, вряд ли это возымеет положительный эффект.
Следовательно, по данной тематике необходимо работать не столько в информативном ключе, сколько в жанре расследования, аналитически, с детальным рассмотрением проблемы, оценкой негативного явления и обязательным его клеймением. Материалы должны носить разоблачительный, осуждающий характер, чтобы почитав об очередном деле, читатель не остался в недоумении: коррупция – это плохо или хорошо? Мнение должно быть одним – плохо; чревато; наказуемо!
В этой связи хорошим мотиватором могут стать реальные истории, рассказанные на страницах газет или в эфирах людьми, столкнувшимися с коррупцией, и имеющими личный опыт «общения» с ней. Таких материалов, к сожалению, очень мало – единицы. Дело в том, что люди даже спустя время боятся откровенно рассказывать об этом, так как опасаются быть неправильно понятыми, что им будут мстить, их осудят…. То есть, боятся последствий, а риск их возникновения – тоже коррупция, значит, не дорабатывает правоохранительная система.
В нашем обществе, которое только пытается стать демократичным и правовым, есть масса негласных запретов, в том числе и для самой «четвертой власти». Если кто-то думает, что журналисты могут свободно говорить на любые темы – он заблуждается. Несмотря на провозглашенную свободу информации, на самом деле, особенно в местечковых условиях, многие журналисты предпочитают не рассуждать. Они просто выдают доступную информацию, озвученную в официальном порядке, стараясь избегать комментариев и других журналистских «вольностей». И это тоже результат коррупции. В чем, казалось бы дело?
В нашей стране свобода слова, гарантированная конституцией, мы строим правовое государство, стремимся к демократии… Значит и говорить о том, как у нас это получается нужно свободно – культурно, разумеется, конструктивно, но свободно. Конечно, критика не должна превращаться в критиканство, и компетентные журналисты обычно четко улавливают эту разницу. Но проблема в том, что свобода и демократия как факторы работают только тогда, когда общество готово воспринимать зеркальное отражение собственных действий, конструктивно реагировать на критику, воспринимая ее лишь как возможность увидеть просчеты и недоработки. И здесь важно, чтобы общество, в том числе та его часть, которая называется «слугами народа» созрела к правильному пониманию своего служения. Служение народу, государству – это честь!
Но здесь часто возникает другая проблема: многие государственные чиновники и высокопоставленные персоны забывают о простоте человеческих отношений, о великом доверии, оказанном им обществом, и понимают свое служение, как великое одолжение, которое они делают обществу. Не все, конечно, но в реальности с этим приходится сталкиваться часто. Должностной снобизм некоторых «служителей» просто зашкаливает. Вывод очевиден: власть имущим еще только предстоит «дозреть» до осознания своей служительской миссии. Соответственно, при таком понимании «служения» не все могут рассматривать должность как рабочее место, за которое полагается честно заработанная плата, и здесь начинается коррупциогенная территория.
Между тем и СМИ, и власть, и правоохранительные структуры, выполняют общую миссию – служение обществу. И если каждый будет хорошо делать свое дело, следуя законам и здравому смыслу, это станет хорошим барьером для коррупции. Например, средствам массовой информации законом делегировано право находить и распространять информацию – такую, какая она есть. СМИ как зеркало, отражают реальное положение вещей, но так как они прямо воздействуют и формируют общественное сознание людей, значит должны и рассуждать, и анализировать, и предлагать, и хвалить и, конечно, критиковать. И в деле борьбы с коррупцией – как заведомым злом – материалы должны носить разоблачительный, осуждающий характер. В этом смысле – без купюр – должны звучать имена, должности и вся очевидность неотвратимого наказания. Явлению нужно давать объективную оценку.
СМИ самый верный проводник мер, предпринимаемых правительством, но при этом они же внимательно отслеживают, чем занимается правительство и власти на местах, добиваясь законности и развития общества в верном направлении.
Немаловажны партнерские отношения с неправительственными организациями, которые ведут активную работу в различных сферах – образовании, здравоохранении, малом бизнесе, социальном пространстве – добиваясь прозрачности процессов, целевого использования средств и информируя об этом общественность. Совместные решительные, независимые и профессиональные действия НПО и СМИ – это показатель роста и развития общества.