Для того чтобы регулировать потоки миграции, которые в данный момент не поддаются контролю, увеличить долю мигрантов, трудящихся в РК легально, предоставить детям мигрантов доступ к образованию, ведь дети, независимо от места рождения, гражданства и статуса, защищаются Конвенцией о правах ребенка, нужны изменения и дополнения к действующему миграционному законодательству. Какие именно и что можно в этом законодательстве упразднить, – об этом шла речь на встрече представителей компетентных структур нашего региона с представителями Международной Организации по Миграции в РК (МОМ).
Как оказалось, МОМ, в рамках региональной программы оказывает экспертную поддержку Правительству Казахстана в изменении законодательства по вопросам миграции. С 2011 по 2012 проводилась работа (экспертная поддержка) по внесению изменений для выдачи разрешений на работу мигрантам, работающим в домашнем хозяйстве. Эта работа завершилась успешно – с апреля 2014 года мигранты из стран СНГ имеют возможность легально работать в Казахстане в сфере домашнего хозяйства. Новая информационная кампания направлена на то, чтобы легализовать эти трудовые потоки.
– Совместно с миграционной полицией мы боремся за то, чтобы мигранты устраивались на работу и работали легально, платили налоги, – отметила эксперт МОМ в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане Светлана Жасумбекова. – Кстати, налоговые поступления от мигрантов уже начали поступать в бюджет и это довольно значительные средства, а значит, этот сектор перестает быть «теневым». Люди хотят работать легально, выйти из тени, они ищут такую возможность и физические лица (граждане Казахстана) берут их на работу. Эксперты МОМ вносят предложение, чтобы в будущем в эту категорию попали не только мигранты, работающие у физических лиц, но и мигранты, работающие у индивидуальных лиц. Понятно, что большинство рабочих мест в секторе услуг (кафе, гостиницы, рынки) относятся к сфере предпринимательской деятельности, но в этой сфере есть рабочие места для мигрантов: не торговать, а работать продавцами, дворниками, другими наемными работниками. Нужно предоставить мигрантам возможность работать на этих позициях, – подчеркнула она.
К слову, цифры, которые были представлена на встрече, говорят о том, что мигранты, работающие у нас, действительно выходят из тени.
– Большей частью обращаются за разрешениями жители Узбекистана. С начала года было выдано разрешений на работу 1824 жителям этой страны. 24 разрешения выдано жителям Азербайджана, 15 – Грузии, 5 – Кыргызстана. По одному разрешению выдано гражданам Украины и Таджикистана, всего 1870, – отметил начальник отдела управления миграционной полиции департамента внутренних дел Мангистауской области Мактымгали Султанов.
Представитель МОМ обсудила с представителями миграционной полиции области и налоговых органов, какие в первую очередь, по опыту организации, которую она представляет, нужно внести изменения.
– Необходимо упразднить институт прописки, так как существующие правила регистрации ограничивают свободу на передвижение людей и оставить регистрацию граждан без зависимости от прописки, тем самым сохранить права на получение медицинских (без прописки нельзя встать на учет в поликлинику, на учет по беременности) и социальных услуг (получение пособий, адресно-социальную помощь, пенсию), доступ к правосудию (при подаче заявлений в суд, ЗАГС, ЦОН требуются справки с места жительства), получение образования (без прописки невозможно получить справку с места жительства, а ее требуют при поступлении в школу), – отметила она.
Детям мигрантов нужны ИИНы, однако получить их практически невозможно. Представитель налогового ведомства сказал о том, что выдавать их детям мигрантов они не вправе. Однако, по словам С. Жасумбековой, в некоторых регионах ИИНы детям этой категории все-таки выдают, потому что в законодательстве нет разрешения на этот счет, но нет и четкого запрета. Поэтому она, озвучивая рекомендации, сказала о том, что в списке рекомендаций региональной программы о миграции, есть вопрос, связанный с ИИН. Рекомендация подразумевает внесение изменений в ст. 592 п. 2 Налогового кодекса РК для того, чтобы включить в реестр получателей ИИН детей-мигрантов и внести в этот пункт понятие «члены семей, включая несовершеннолетних детей».
Вообще, в озвученных экспертом списке рекомендаций есть не один, а три пункта, касающихся ИИНа. Помимо вышеозвученной, эксперт рассказала, что юристы МОМ добиваются упрощения процедуры получения ИИН для детей трудящихся-мигрантов в районных отделах миграционной полиции, где зарегистрированы родители-иностранцы, а не в налоговых органах.
Согласно третьей рекомендации, касающейся получения ИИН детьми мигрантов, предлагается ввести электронное документирование непосредственно в родильных домах.
– Региональная программа по миграции работает в 10 городах Казахстана. К нам обращаются мигрантки, которые рожали дома, у которых нет определённых документов либо женщины, родившие в роддоме и получившие справку о рождении ребенка. Дальше процесс документирования детей затруднился из-за отсутствия гражданства, прописки. Наши эксперты предложили, чтобы электронное оформление документов шло непосредственно в родильных домах, чтобы женщины, родившие в стенах государственного учреждения, сразу получали свидетельство о рождении, которое выписывалось бы в роддоме на момент выписки роженицы. В условиях, когда у нас в Казахстане развивается электронное правительство, это вполне реальная услуга. Часть людей и детей из целой группы недокументированных мигрантов сразу бы решили свои проблемы.
Представитель налогового ведомства сообщил на встрече, что соответствующие предложения по выдаче ИИН детям мигрантов ими уже отправлены центральному руководству. Остается дождаться ответа и если он будет положительным, внедрять новую модель выдачи ИИН. Также Светлана Жасумбекова предупредила представителя налогового ведомства о том, что они должны собрать мигрантов и организовать для них разъяснительный семинар. Дело в том, что после завершения трудовой деятельности мигранты, на выезде из РК, не всегда сдают декларацию в налоговый комитет по месту регистрации. Они большей частью даже не знают, что нужно оплачивать индивидуальный подоходный налог в течение 10 рабочих дней, поскольку это может послужить основанием, чтобы не пропустить их через госграницу РК. Естественно, это влечет недоимки в госбюджет. Налоговик предложил представителю МОМ, хотя данные мигрантов имеются именно в налоговой службе, собрать мигрантов. В этом случае налоговая служба может выделить сотрудника для проведения разъяснений. Представитель МОМ парировала лишь тем, что налоговая служба может поступать так, как ей вздумается, но проблемы, из-за недоимок в бюджет, испытают они, а не МОМ…
Выступила на встрече и представитель этнокультурного центра «Русское землячество» Зинаида Лихоманова.
– Среди населения города немало граждан, принявших гражданство России. Есть такие, кто, нарушив закон, должен подвергаться выдворению. Мигрантам есть куда уехать, у них есть родина, семья в другой стране. Но когда закон преступил тот, кто здесь родился и вырос, живет и работает, куда ему ехать? И решение по закону правильное, не спорю, но куда ему деваться? У меня есть два таких факта. Оба мужчины живут здесь, у каждого куча проблем, но они местные. Может быть, пересмотреть законодательство в той части, чтобы мера «выдворение» не применялась к коренным жителям, рожденным и выросшим здесь. Ведь и государству это невыгодно. Заменить наказание, по отношению только к этой категории, на денежный штраф, от этого хоть будет выгода местному бюджету. А выдворенные все равно приедут, им некуда ехать, – резюмировала она.
Была озвучена на встрече и проблема мигрантки Майи Назаренко. Женщина, родившаяся и выросшая в Таджикистане, вынуждена была, в 90-х, когда началась война, с годовалым сыном и новорожденной девочкой бежать в Узбекистан, оттуда в Россию, затем переехала в Казахстан. Последние несколько лет она проживает в Актау. Все документы ее сгорели, процесс восстановления длится уже второй год. Проблема в том, что и на родине, где она жила до войны, архивов не сохранилось из-за войны и многочисленных пожаров…
Сейчас, кстати, активизирована работа по выявлению лиц, имеющих паспорт СССР. В последнее время обращения людей, имеющих этот паспорт, давно переставший быть документом, участились. Об этом сказал на встрече Александр Муха, руководитель общественного объединения «Мейерим», при котором, в апреле нынешнего года, начал действовать центр содействия мигрантам. Данный центр работает совместно с МОМ.
– Раньше к нам с такой проблемой обращались единицы, – сказал А. Муха. – Например, за несколько последних лет обратилось около 15 человек. В нынешнем году – уже четверо, поэтому работу по выявлению таких лиц пришлось активизировать. С такими людьми, не имеющими никаких документов, вопрос документирования приходится решать через суд. Поэтому мы также инициируем изменения в законодательство для того, чтобы была прописана процедура для тех, кто в свое время не получил гражданство той или иной страны, – заключил он.