Об истории становления
История органов финансовой полиции берет начало с управления налоговой полиции в составе налоговой службы Министерства финансов, созданного постановлением Правительства РК от 6 июня 1994 года.
Тогда главной задачей было расследование дел о преступлениях, связанных с неуплатой налогов.
Дальнейшее формирование самостоятельного правоохранительного органа было связано с переходом Казахстана к рыночным отношениям, появлению криминального и теневого бизнеса.
Процесс бурного развития экономики постоянно повышал сложность задач, стоящих перед ведомством, и требовал неуклонного роста профессионализма сотрудников, эффективности деятельности в борьбе с экономическими преступлениями.
Со временем созданному Агентству финансовой полиции были переданы полномочия от органов внутренних дел по борьбе со всеми экономическим и финансовыми преступлениями.
С этого момента налоговые органы и органы финансовой полиции стали развиваться самостоятельно и фискальная направленность нашей деятельности осталась в прошлом.
Как известно, серьезные коррупционные правонарушения в подавляющем большинстве случаев связаны с экономической сферой деятельности, например с областью государственных закупок, с бюджетным финансированием.
Практика показала необходимость комплексного подхода к борьбе с экономической и коррупционной преступностью, что определило наделение в декабре 2003 года органов финансовой полиции функциями по расследованию коррупционных преступлений.
С 2005 года Агентство стало подотчетно исключительно Президенту страны.
В настоящее время ведомство обеспечивает выявление и расследование всех экономических и коррупционных преступлений.
Сегодня финансовая полиция обладает профессиональным кадровым составом, способным решать сложные задачи по обеспечению экономической безопасности нашего государства и противодействию коррупции во всех ее проявлениях.
Выявлено и расследовано значительное количество преступлений, нанесших ущерб государству и имевших большой общественный резонанс.
В бюджет республики возвращаются миллиарды тенге.
Как Вы знаете, 6 июня этого года органам финансовой полиции исполняется двадцать лет.
Поэтому в предверии нашего юбилея, хотелось бы рассказать Вам о современных принципах организации деятельности Агентства и последних достигнутых результатах работы.
О модернизации деятельности
С учетом поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана и других программных документах, Агентством на протяжении последних нескольких лет совершенствуются и расширяются стратегические цели и задачи ведомства.
Проводится работа по модернизации деятельности, повышению эффективности расследования преступлений, росту уровня доверия среди населения.
1) В первую очередь, Агентством был взят курс на полную регистрацию преступлений и недопущение их укрытия.
В результате мы увидели объективную картину по преступности, повысили качество и законность принимаемых процессуальных решений.
Недопущение криминализации административных и гражданских правоотношений, сокращение сроков проверок минимизировало непроцессуальные контакты и снизило условия для коррупции.
2) Во-вторых, мы провели полномасштабную работу по перестроению всего досудебного производства.
Как вы знаете, с 2015 года запланировано введение новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
Поэтому начиная с 2012 года, нами проводится поэтапное внедрению новой модели организации досудебного производства.
Суть новых подходов заключается в усилении взаимодействия следственных и оперативных подразделений, совместной работе на всех этапах уголовного процесса – начиная с момента регистрации заявлений и сообщений и до направления дела в суд.
Повышена роль следователя как координатора всей досудебной работы.
Помимо этого, мы ввели должность «дежурного офицера» – сотрудника, ответственного за процедуры регистрации и учета заявлений, а также за своевременное и правильное определение служб, которые должны их рассматривать.
Это позволило более ответственно подойти к вопросам укрытия преступлений и обоснованности проведения проверок предпринимателей.
Сокращена волокита при рассмотрении заявлений – почти половина из них рассматривается в срок до трех суток
Таким образом, финансовая полиция максимально подготовлена к условиям нового уголовно-процессуального законодательства.
3) Объективная необходимость совершенствования методов работы повлекли отказ от рейтинговой системы, которая провоцировала погоню за количеством преступлений.
Это нередко влекло нарушения прав и законных интересов граждан, в том числе добросовестных предпринимателей.
Подразделения финансовой полиции на современном этапе ориентируют свою работу на качество работы, предупреждение и профилактику преступлений, а не на количественные показатели.
Обеспечение законных решений при возбуждении уголовных дел, их расследовании, возмещение причиненного преступлениями ущерба, соблюдение конституционных прав граждан – вот нынешние критерии оценки нашей деятельности.
4) Другим важным направлением нашей работы стало внедрение современных подходов при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.
Выполняя положения Послания Президента народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Агентством активно используются новые механизмы, инновационные технологии и современные информационные системы.
Внедрение и эффективное использование прогнозно-аналитических методов работы вместе с традиционными позволило сместить акцент на предотвращение преступлений, а не на устранение их последствий.
Это служит профилактике преступности, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Ситуационный центр
Так, в Агентстве функционирует Ситуационный центр, сотрудники которого, используя базы данных госорганов и иные открытые источники информации, без вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, путем анализа поступающих сведений определяют проблемные зоны и объекты, где имеет место большая вероятность совершения преступлений.
Так, с начала функционирования Ситуационного центра посредством мониторинга планов закупок госорганов, на предмет обоснованности закупок и завышения планируемых цен, предотвращено нерациональное расходование порядка 5 млрд.тенге бюджетных средств.
К примеру, в текущем году предотвращен запланированный одним из государственных предприятий г.Алматы (ТОО «Алматыэлектротранс») закуп взамен исправных, введенных в эксплуатацию в 2011 году, терминалов-валидаторов на сумму 605 млн.тенге.
В Южно-Казахстанской области пресечена закупка на 24 млн.тенге услуг по установке противопожарных сигнализаций в 17 школах г.Кентау по ценам, превышающим рыночную на 25%.
Кроме того, возможности Ситуационного центра позволяют выявлять и совершенные преступления.
Всего на основе аналитических материалов возбуждено 516 уголовных дел с ущербом на 110 млрд.тенге.
Для пресечения преступности в сфере реализации государственных программ впервые для каждого региона разработаны «паспорта коррупционных рисков».
В них мы определили наиболее криминогенные сферы, требующие оперативного сопровождения со стороны наших подразделений.
В результате с начала прошлого года выявлено 544 (321 и 223) преступления коррупционной направленности, совершенных в ходе реализации госпрограмм. Ущерб по ним составил свыше 6 млрд.тенге.
Защита бизнеса
Следует сказать, что для нас одним из основных мотивом модернизации работы является выполнение задачи по защите предпринимательства и снижения административного давления на бизнес.
За последние годы приняты системные меры по оптимизации проверок предпринимателей.
Проверки допускаются только в том случае, когда предварительный анализ достоверно указывает на наличие явных признаков противоправной деятельности.
Такой подход значительно снижает субъективизм и коррупционные риски в нашей работе.
Принят ряд организационных мер, для территориальных подразделений разработан детальный порядок и условия проведения проверочных мероприятий.
Установлен запрет на:
· проведение проверок по анонимным обращениям;
· вмешательство в гражданско-правовые отношения между предпринимателями;
· приостановление предпринимательской деятельности;
Количества инициируемых нами и проводимых госорганами проверок снижается из года в год.
Так, если в 2011 году их было 1715, то в 2012 году – 1009, а в 2013 году их количество составило всего 340.
Параллельно проводится работа по пресечению фактов незаконного вмешательства в дела бизнеса должностных лиц других госорганов.
Только в 2013 году финансовая полиция выявила 214 фактов вмешательства в малый и средний бизнес недобросовестными чиновниками.
В этом вопросе Агентство активно взаимодействует с Национальной палатой предпринимателей.
30 января текущего года нами был заключен Меморандум о взаимном сотрудничестве по вопросам защиты прав предпринимателей.
Также мы входим в состав Совета по противодействию коррупции и теневой экономике, созданного при Национальной палате по инициативе Председателя Агентства финансовой полиции.
Особое внимание обеспечению защиты прав предпринимателей, в первую очередь их экономических интересов, уделяется нами в период введенного Указом Президента нашей страны моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Результаты противодействия коррупции и теневой экономике
Так, за 2013 год нами зарегистрировано и расследовано более чем 10 тысяч преступлений (10 094), в текущем году их количество составило почти 5 тысячи (4 616).
Из них 27 % занимают тяжкие и особо тяжкие преступления (ст.176 – хищение, ст.177 – мошенничество, ст.222 – уклонение о уплаты налдогов, ст.192 – лжепрелпринимателство, 311 – взятка).
Порядка 65% (9 596) всех преступлений приходится на экономические, 21% (2 828) – на коррупционные преступления.
Общая сумма выявленного ущерба по всем завершенным в 2013 и 2014 годам делам составила 290 млрд.тенге, из которых принятыми уже в ходе следствия мерами возмещено 157 млрд. тенге.
Противодействие коррупции
Одним из ключевых направлений деятельности Агентства является борьба с коррупцией.
Начиная с прошлого года на сегодня к уголовной ответственности привлечено почти 300 (194 и 105) руководителей различных уровней, из них: республиканского значения – 22 (12 и 10) лица, областного – 83 (50 и 31), (городского – 43 (30 и 13) и районного – 153 (102 и 51))
Широкий общественный резонанс вызвали уголовные дела, возбужденные в отношении заместителя министра МСХ РК Умирьяева, заместителя министра МОН РК Шаяхметова, Президента национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» Мурзакулова, бывших акимов Атырауской области Рыскалиева и Павлодарской области Арын, заместителя акима Северо-Казахстанской области Балахонцева, бывшего председателя Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Жакупбаева, а также топ-менеджеров национальных компаний «Казатомпром» и «Қазақстан Темір Жолы» и др.
Системная коррупция
По фактам системной коррупции в отношении 422 (288 и 134) лиц возбуждено почти 600 (381 и 216) уголовных дел.
10 уголовных дел возбуждено по фактам создания, руководства и участия должностных лиц госорганов в организованных преступных группах.
Госзакупки
В сфере государственных закупок зарегистрировано 784 (495 и 289) преступления, к совершению которых причастно 448 (303 и 145) лиц.
Активизирована работа, направленная на борьбу с коррупцией в таможенной и налоговой сферах.
Так, возбуждено 66 (44 и 22) уголовных дел в отношении 48 (33 и 15) таможенников и более 100 (85 и 18) дел в отношении 72 (60 и 12) сотрудников налоговых органов.
Противодействие теневой экономике
При этом, Агентством особое внимание уделяется фактам покровительства сотрудниками фискальных органов субъектам теневой экономики.
В результате пресечено 14 фактов «крышевания» деятельности преступных групп, занимающихся лжепредпринимательством.
К примеру, осуждены заместители руководителей Налоговых департаментов по г. Алматы Ажинуров и по Южно-Казахстанской области Садыков, а также другие должностные лица налоговых органов, действиями которых государству причинен ущерб на сумму свыше 18 млрд. тенге.
По фактам участия в создании и покровительства лжепредприятиям расследуются уголовные дела в отношении бывших руководителей Налоговых департаментов по Южно-Казахстанской области Нусипова и по Костанайской области Булгынова.
Это еще раз подчеркивает неразрывность вопросов борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями. Поскольку теневая экономика стимулирует коррупцию, а та в свою очередь покровительствует ей.
Поэтому оправдана концентрация в одном специализированном органе функций по противодействию преступлениям в экономической и коррупционной сферах.
Объем теневой экономики напрямую влияет на оценку уровня коррупции в стране, которую дают независимые эксперты.
От всех совершаемых экономических преступлений почти 90% занимают факты, связанные с теневой экономикой.
Лжепредпринимательство
Основой теневой экономики является лжепредпринимательство, так как именно через «обнальные фирмы» проводится легализация преступных доходов, совершается хищение денежных средств и уклонение от уплаты налогов.
Только начиная с прошлого года, финансовая полиция по фактам лжепредпринимательства и совершения мнимых сделок возбудила 1 217 (906 и 311) уголовных дел.
Пресечена деятельность порядка 22 преступных групп, на протяжении нескольких лет занимавшихся незаконным обналичиванием денежных средств в ряде регионов Казахстана (Акмолинская, Атырауская, Жамбылская, Кызылординская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская области, г. Алматы).
Уже сейчас мы наблюдаем положительные результаты принимаемых мер. По итогам прошлого года на 145 млрд.тенге или на 9% в сравнении с 2012 годом снизилось количество денежных средств, обналичиваемых в банках второго уровня.
Зарубежные эксперты, оценивая объем теневой экономики Казахстана, в качестве одного из критериев берут удельный вес произведенных наличных платежей к общей сумме взаиморасчетов.
Незаконный игорный бизнес
Большое внимание уделяется вопросам борьбы с организацией незаконного игорного бизнеса.
Результаты работы показывают, что вне установленных специальных зон продолжают функционировать подпольные игорные заведения.
Опасность данного явления ни у кого не вызывает сомнения. Азартные игры толкают зависимых людей на совершение других преступлений – хулиганств, краж и грабежей личного имущества и прочее. Представляемый как легкий способ зарабатывания денег, негативное влияние это явление оказывает и на молодое поколение.
За 2013 год и 5 месяцев текущего года финансовыми полицейскими была пресечена деятельность почти 591 (460 и 131) незаконных игорных заведений, изъято более 3 тысяч игровых автоматов, рулеточных и покерных столов.
Широкое распространение получили онлайн-казино, которые зачастую функционируют под вывеской интернет-клубов.
С прошлого года по 216 (153 и 63) фактам деятельности онлайн-казино возбуждены уголовные дела.
Как показывает анализ, пресечение работы таких незаконных заведений значительно снижает уровень мелкой преступности вокруг этих объектов.
Хищение и незаконный оборот нефти
Одним из приоритетов в работе является борьба с хищениями и незаконным оборотом нефти.
За 2013 год и 5 месяцев текущего года мы возбудили 371 (299 и 72) уголовных дел.
А самое главное, пресекаются незаконные каналы сбыта и торговли этим видом сырья.
Об этом можно судить по результатам проверки Министерством нефти и газа деятельности Атырауского нефтеперерабатывающего завода, на котором в 14 раз снизилось количество переработанной нефти сомнительного происхождения.
Незаконный оборот подакцизной алкогольной продукции
Немаловажное значение уделяется необходимости противодействия незаконному обороту подакцизной продукции, особенно алкоголя.
Руководством страны указывается на необходимость контроля за оборотом алкогольной продукции, как одного из проявлений теневой экономики.
Агентством разработана методика, позволяющая рассчитать теневой оборот в разрезе регионов.
Результаты исследований показали, что наихудшая ситуация сложилась именно в тех регионах, где производители алкогольной продукции либо официально бездействуют, либо указывают незначительные обороты.
На основании аналитических исследований были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых только за прошлый и текущий год пресечена незаконная деятельность по выпуску неучтенной продукции 9 заводов-производителей.
В целом, зарегистрировано 205 (133 и 72) преступлений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, выявлено 27 (22 и 5) подпольных цеха по изготовлению суррогатной продукции, изъято полтора млн. (1,3 млн. и 112 тыс.) поддельных учетно-контрольных марок и 2 с половиной млн. бутылок (1,9 млн. и 476 тыс.) неучтенной алкогольной продукции.
Однако, только уголовно-правовыми мерами снизить размеры теневой экономики невозможно. Необходим системный и комплексный подход в решении проблемы, что связано со спецификой теневого бизнеса, которая затрагивает практически все отрасли и виды деятельности.
Предложения АБЭКП РК, направленные на снижение объемов теневой экономики
Так, в рамках реализации мероприятий по актуализации Комплексного плана по противодействию теневой экономики РК на 2013-2015 годы Агентство инициировало ряд предложений, направленных на снижение ее объемов.
Отмечу только самые значимые из них.
Во-первых, предложено законодательно ограничить наличные взаиморасчеты и увеличить безналичные платежи, что позволит пресечь возможность увода капитала в тень и легализации доходов, полученных незаконным путем.
Во-вторых, улучшить администрирование НДС путем введения дифференцированных ставок по отдельным видам товаров и метода специального НДС-счета. Предлагаемые меры также позволят повысить эффективность борьбы с незаконным возвратом НДС.
В-третьих, внесен целый блок предложений, касающихся борьбы с теневым оборотом нефти и нефтепродуктов:
- изменить систему стандартизации и сертификации;
- установить на всех НПЗ и нефтебазах контрольные приборы учета, измеряющих количество и качество нефтепродуктов;
- законодательно регламентировать нормы выхода нефтепродуктов из одной тонны нефти;
- автоматизировать обмен информацией между заинтересованными государственными органами, нефтеперерабатывающими заводами и недропользователями;
- ограничить число посредников в операциях по поставке нефти.
По инициативе Агентства и Генеральной прокуратуры, работа по устранению предпосылок для совершения преступлений проводится в рамках рабочей группы при Министерстве нефти и газа.