Проектом Уголовно-исполнительного кодекса совершенствуется механизм исполнения наказания, прежде всего в виде лишения свободы по прогрессивной системе, при введении которой правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав:
- устанавливаются различные условия содержания в колонии-поселении и тюрьме - строгие, обычные и облегченные (согласно действующей редакции кодекса в тюрьме – общий, строгий режимы, КП - нет);
- определяются правила, согласно которым осужденный, прибывший в учреждение, начинает отбывать наказание в обычных условиях;
- вводится более «детальная» классификация поведения осужденных, когда определенному институту прогрессивной системы (изменение условий содержания в пределах одного учреждения; изменение условий содержания путем перевода в учреждение иного вида; изменение вида наказания и условно-досрочное освобождение) должна соответствовать определенная степень поведения осужденного.
Определение степени поведения осужденного позволит более дифференцированно подойти к условиям отбывания наказания, и это будет стимулировать правопослушное поведение. Осужденный будет знать, что свою судьбу он решает сам.
Так, положительно характеризующихся осужденных предлагается делить на следующие 3 группы:
осужденные, достигшие первой степени поведения;
осужденные, достигшие второй степени поведения;
осужденные, достигшие третьей степени поведения.
Отрицательно характеризующихся осужденных также разделить на три группы:
нарушители установленного порядка отбывания наказания;
лица, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания;
злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания.
Решен в законопроекте и такой важный вопрос, как создание правовой основы для механизма пробационного контроля.
Как известно, в новом УК расширяется перечень лиц, в отношении которых судом будет устанавливаться пробационный контроль (осужденных условно, к ограничению свободы, условно-досрочно освобожденных лиц) поэтому в проекте УИК предусмотрены нормы, направленные на совершенствование порядка организации и форм пробационного контроля (взаимодействие с местными исполнительными органами, а также с организациями, оказывающими социально-правовую помощь).
Кроме того, проектом УИК предусматривается оказание содействия в получении социально-правовой помощи лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор полиции по материалам администрации учреждения УИС. Это позволит способствовать более быстрой адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и недопущения ими новых преступлений.
Новым является и то, что в проекте правовое положение осужденных выведено в самостоятельный блок из трех статей (ст. 10, 11 и 104), устанавливающий права и обязанности осужденных.
Проект УИК дополнен главами, предусматривающими положения национального превентивного механизма, общественной наблюдательной комиссии и особенности отбывания наказания в виде лишения свободы с камерным условием содержания.
Исключаются нормы, создающие условия для коррупционных проявлений (исключены многозначительные слова «иные лица», конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе получить длительное свидание - в нормах, касающихся предоставления осужденным свиданий, конкретизируется понятие «исключительное личное обстоятельство» - в нормах, предусматривающих телефонные переговоры осужденных, введение степеней поведения осужденных при применении мер поощрения и взыскания к осужденным, лишенным свободы, изменении им условий содержания и вида учреждения).
Ряд норм проекта, направлен на профилактику и предотвращение правонарушений со стороны осужденных:
запрет на строительство в пределах территорий учреждений УИС культовых сооружений;
возможность введения в учреждениях 2-х уровневого режима особых условий (областной, республиканской - при ухудшении оперативно-режимной обстановки, чрезвычайных происшествиях).
Одной из новаций проекта УИК является введение классификации исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных:
минимальной безопасности – колонии-поселения;
средней безопасности – исправительные колонии общего режима;
средней безопасности для содержания несовершеннолетних - воспитательные колонии;
максимальной безопасности - исправительные колонии строгого режима;
чрезвычайной безопасности - исправительные колонии особого режима;
полной безопасности – тюрьмы;
смешанной безопасности - следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колонии, в которых осужденные проживают в камерах.
Установлен двухдневный срок длительных свиданий осужденных к лишению свободы и их количество дифференцировано в зависимости от вида учреждения и условий содержания.
Сохранены действующие положения относительно получения осужденными к лишению свободы посылок и бандеролей, а также установлена возможность получения ими передач только во время предоставленных свиданий.
Увеличены размеры месячных расчетных показателей, на которые осужденные вправе приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (в среднем увеличено на 2-4 месячных расчетных показателя, в зависимости от вида условий отбывания наказания, также закреплено право осужденных, содержащихся на строгих условиях отбывания наказания в колониях средней, максимальной, чрезвычайной и полной безопасности расходовать средства в размере до 2 месячных расчетных показателей, тогда как в действующей редакции УИК осужденные названной категории, вправе расходовать только средства, заработанные в период отбывания лишение свободы).
Принятие нового УИК создаст условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимого с осужденными.