На сегодняшний день органами юстиции оказывается более 40% госуслуг.
В целях ускорения процедур, минимизации административных барьеров, а также исключения так называемой бумажной волокиты подавляющая часть госуслуг сегодня предоставляется исключительно в электронном виде. К слову, в прошлом году оказано свыше 11 млн. услуг, из них около 80% (более 8 млн.) услуг оказано в электронном виде, что на 35% выше аналогичного показателя 2012 года.
Департаментом юстиции Мангистауской области в 2013 году и 1-м квартале 2014 года населению области оказано более 100 тыс. государственных услуг.
Вместе с тем, значительно возросло предоставление электронных услуг в сфере регистрации юридических лиц, что обусловлено введенным с 1 января 2013 года уведомительным порядком открытия малого бизнеса, а также сокращением количества представляемых при регистрации документов, а именно представлением заявления и квитанции об оплате госпошлины. Следует отметить, что принятые меры являются очередным шагом в развитии стимулирования деловой активности граждан.
Наряду с этим, значимый рост предоставления электронных госуслуг наблюдается и в сфере регистрации актов гражданского состояния. Так, с 2012 г. количество предоставленных электронных услуг возросло на 20 %.
Несмотря на то, что органами юстиции оказывается электронная регистрация заключения и расторжения брака, данным видом онлайн-услуг могут воспользоваться не все граждане. На основании действующего законодательства, услуга подачи заявления на онлайн-регистрацию заключения брака посредством портала электронного правительства доступна лишь гражданам Казахстана, впервые вступающим в брак и не имеющим детей.
Если до недавнего времени в сфере регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде выдавались лишь справки, то сегодня в электронном виде регистрируются и нотариальные сделки. Электронная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в течение 1 рабочего дня на основании элекронной копии правоустанавливающего документа, автоматически поступающего в информационную систему правового кадастра из Единой нотариальной информационной системы после нотариального удостоверения сделки.
В настоящее время по области в электронном формате зарегистрировано около 3000 прав на недвижимое имущество.
В соответствии с действующим законодательством, лицо обязано обратиться с заявлением о государственной регистрации не позднее шести месяцев с момента наступления юридического факта, являющегося основанием для возникновения права (обременения права), в том числе нотариального удостоверения договора, вступления в силу решения суда, выдачи иных правоустанавливающих документов. Нарушение физическими и юридическими лицами сроков подачи документов на государственную регистрацию влечет за собой ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
В этой связи, Департаментом в прошлом году возбуждено 418 (605) административных материалов, в государственную казну взыскано более 7 млн. тенге. Основной причиной правонарушений является несвоевременная регистрация гражданами своих прав на недвижимое имущество. Между тем регистрация объектов недвижимости через единую нотариальную информационную систему в достаточной степени обуславливает снижение количества административных дел. Как показывает практика, количество лиц, привлеченных к административной ответственности, за год уменьшилось почти на треть.
Приходится с сожалением констатировать, что, несмотря на постоянное информирование граждан о преимуществах предоставления электронных услуг, население до сих пор предпочитает пользоваться традиционным способом. В этой связи, хотелось бы развеять сомнения отдельных граждан. Электронная регистрация приравнена к регистрации в бумажном виде и имеет одинаковую юридическую силу, а также позволяет сэкономить время и деньги услугополучателей.
Регистрация НПА местных органов государственного управления осуществляется в соответствии с Законом РК «Об органах юстиции».
В процессе регистрации уже принятый местным госорганом НПА проверяется органами юстиции на соответствие действующему законодательству. Основной целью такой проверки является недопущение ущемления конституционных прав и свобод граждан. Проводится соответствующая правовая экспертиза, позволяющая пресечь принятие неправомерных актов местными исполнительными и представительными органами.
При проведении правовой экспертизы большинства актов местных представительных и исполнительных органов встречаются наиболее распространенные ошибки разработчиков.
Зачастую разрабатываемые акты выходят за пределы компетенции принимающего их органа, противоречат нормативным правовым актам вышестоящего уровня. Приходится систематически сталкиваться с несоответствием между редакциями текстов НПА на государственном и русском языке, ошибками в обозначениях официальных наименований государственных органов и других организаций, а также элементарным несоблюдением требований юридической техники и многочисленными орфографическими и грамматическимиошибками.
Все это препятствует своевременной регистрации нормативных правовых актов по осуществлению различных социальных программ. К примеру, установление квоты безработным, программы по трудоустройству и.т.п. Указанные пробелы возникают из-за недостаточной компетенции юристов городских и районных акиматов по оформлению и подготовки нормативных правовых актов.
В данном направлении принимаются серьезные меры, однако, необходимо четко понимать, что нормотворческая деятельность местных исполнительных органов требует систематического совершенствования.
В этой связи, в целях повышения профессионального уровня, сотрудники юридических отделов местных госорганов на постоянной основе проходят стажировки в Департаменте согласно утвержденного Министерством графика.
Кроме того, органами юстиции проведен анализ по отказам и возвращенным на доработку нормативным правовым актам органов местного государственного управления, по результатам которого, рассматривается вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 09.11.2006 года №1072 «Об утверждении Типового Положения государственных органов Республики Казахстан».
Принимаемые меры однозначно повлияют на повышение качества НПА органов местного государственного управления, что, в свою очередь, обусловит обеспечение законности и укрепление гражданских прав.
Одним из важнейших направлений работы Департамента является организация праворазъяснительной работы и оказания юридической помощи населению.
Правовое информирование остается самым распространенным способом оказания государством правовой помощи населению. Данная работа проводится в рамках Комплексного плана по повышению уровня правовой культуры граждан республики на 2012-2014 годы, утвержденного Постановлением Правительства № 285 от 02.03.2012 года.
Основная цель плана – повышение уровня правовой культуры населения и совершенствование методов праворазъяснительной работы.
В целях оказания правовой помощи населению Департаментом и его районными подразделениями совместно с представителями правоохранительных и местных исполнительных органов, центров обслуживания населения, неправительственных организаций проводится праворазъяснительная работа.
В частности, на ежегодной основе проводится акция «Юстиция консультирует», в ходе которой специалисты органов юстиции, нотариусы и адвокаты консультируют жителей отдаленных населенных пунктов области по широкому кругу вопросов.
Департаментом совместно с Мангистауским областным филиалом Республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов» в рамках заключенного с правоохранительными и государственными органами Меморандума «О праворазъяснительной работе по повышению правовой культуры населения Мангистауской области» на различные темы сняты и запущены в ротацию на телеканале «Казахстан - Актау» профилактические видеоролики.
На телеканале «Казахстан-Актау» также была запущена передача «Құқықтық сана – заман талабы». Следует отметить, что каждый выпуск передачи отражает актуальные для населения вопросы.
О гарантированной государством юридической помощи
В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.
Сегодня далеко не каждый имеет финансовую возможность обратиться к услугам адвоката. Именно поэтому в рамках республиканской программы «Оказание юридической помощи адвокатов» ежегодно из государственного бюджета выделяются немалые денежные средства на оказание бесплатной юридической помощи населению. Если в 2013 году Министерством для оказания бесплатной адвокатской помощи населению области выделено около 4 млн. тенге, которые были полностью освоены Департаментом, то в текущем году предусмотрено свыше 8,5 млн. тенге.
В июле прошлого года подписан Закон РК «О гарантированной государством юридической помощи», в котором отражены вопросы финансирования, порядок, основные положения оказания гарантированной государством юридической помощи.
Ключевой новеллой Закона является кардинальное изменение ситуации в обеспечении независимости адвокатов от органов уголовного преследования при осуществлении ими своей профессиональной деятельности. С принятием Закона оплата труда адвоката осуществляется органами юстиции, тогда как до его принятия работа адвокатов оплачивалась правоохранительным органом, что ставило их в непосредственную зависимость от следователя.
Оказание гарантированной государственной юридической помощи основывается на принципах законности, приоритета прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, равной доступности, качества, а также конфиденциальности вопроса, по которому оказывается бесплатная помощь. Юридическая помощь распространяется как на граждан Казахстана, так и лиц без гражданства. В процесс оказания гарантированной юридической помощи вовлечены все государственные органы, адвокаты, нотариусы и частные судебные исполнители.
Гражданин вправе получить гарантированную государством юридическую помощь вне зависимости от места проживания.Вместе с тем лицо, обратившееся с ходатайством об оказании ему гарантированной государством юридической помощи обязано представить документы, подтверждающие его право на получение данной помощи.
В рамках реализации основных положений закона Департаментом на постоянной основе проводятся дни «открытых дверей», организовываются встречи. Так, в прошлом году в областном доме престарелых и инвалидов и центре реабилитации и адаптации оралманов проведена акция «Адвокаты оказывают бесплатную юридическую помощь», в ходе которой была оказана помощь по оформлению необходимых документов и даны бесплатные правовые консультации.
Для оказания юридической помощи осужденным Департаментом осуществляются выездные встречи, где они получают развернутые консультации по вопросам обжалования вступивших в законную силу судебных актов, условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким, возможности регистрации брака, легализации имущества, особенностей наследственного права.
18 апреля т.г. в здании областного отделения партии «Нур Отан» департаментом проведен день «открытых дверей» с участием руководителей правоохранительных и местных исполнительных органов, представителей палаты предпринимателей, а также адвокатов и нотариусов. Жителям города были даны правовые консультации по вопросам жилищного и земельного законодательства, доступного жилья, трудоустройства и других сфер.
В настоящий момент в области осуществляют деятельность 75 частных нотариусов. В 2012 году, после отмены квотирования численности частных нотариусов, более чем вдвое возросло количество лиц, приступивших к осуществлению нотариальной деятельности, вследствие чего сегодня все районы и города нашей области охвачены нотариальным обслуживанием.
Особого внимания заслуживает проблема хранения нотариальных документов, так как каждый нотариальный документ в той или иной степени обеспечивает права и интересы наших граждан. Нехватка площадей в госархивах и отсутствие финансирования для их расширения не позволяет обеспечить передачу документов частными нотариусами.
В этой связи Министерством юстиции для разрешения данного вопроса внесены предложения в Министерство экономики и бюджетного планирования о выделении дополнительного финансирования из республиканского бюджета.
С учетом данных Главой государства поручений на расширенном заседании Правительства 14 февраля т.г., Министерством в настоящее время рассматривается вопрос по оптимизации государственного контроля в сфере оценочной и нотариальной деятельности путем делегирования полномочий самим объединениям нотариусов и оценщиков. Это позволит отказаться от проведения плановых проверок и сократит административную нагрузку на данных субъектов.
В рамках реализации Указа Президента, с 1 апреля т.г. исключены плановые проверки субъектов предпринимательства, использующих объекты интеллектуальной собственности.
Также в целях повышения качества нотариальной деятельности Министерством прорабатывается вопрос о передаче нотариусам полномочий по регистрации прав на недвижимое имущество.