Международная аудиторская компания рекомендовала АО «Казпочта» закрыть убыточные отделения. В список таковых в прошлом году в Мангистауской области попали 15 сельских отделений в разных уголках региона. Однако ни одно из них закрыто не было, благодаря усилиям чиновников, сельских акимов и руководства областного филиала. Наоборот, было открыто семь дополнительных пунктов почтовой связи (ППС). Думается, благодарность жителей этих населенных пунктов, хотя их порой всего лишь одна-две сотни, перевесит рекомендации аудита.
В нынешнем году работа филиала «Казпочта», нацеленная на создание максимума удобств для жителей, будет продолжена. Однако есть некоторые проблемы, которыми руководство решило поделиться с журналистами на пресс-конференции.
Сельские монополисты
Областной филиал АО «Казпочта» охватывает примерно 90% всех населённых пунктов области, имеет более 60 производственных объектов почтовой связи. На селе структура является монополистом по оказанию финансовых услуг, поскольку ни банков, ни других структур, имеющих лицензию на подобные услуги, там нет.
– На селе на нас возложена задача по выплате пенсий и пособий, зарплат и многого другого, – отметил директор областного филиала АО «Казпочта» Ильяс Сатыбалдиев. – Если посмотреть на карту области, – мы присутствуем практически везде, где есть населенные пункты. Сейчас у нас появилась новая схема работы, мы получили автомашины, с помощью которых будем обслуживать даже те населенные пункты, где насчитывается 20-50 домов. Раньше мы привозили им корреспонденцию, но для получения денег они вынуждены были ездить в ближайшие, более крупные населённые пункты. Теперь жители этих небольших населенных пунктов будут обслуживаться на месте, – рассказал он.
В прошлом году, по его словам, было автоматизировано 26 отделений, еще 6 отделений почты автоматизировать не удалось – причина в отсутствии технических возможностей у основного оператора связи «Казахтелекома». Автоматизировать почтовые отделения, расположенные на территории Бейнеуского и Тупкараганского районов удастся, считает И. Сатыбалдиев, в ближайшее время.
Платежи – оперативность и своевременность
Автоматизированное почтовое отделение – это оперативная выдача любых платежей и осуществление международных переводов. Для сравнения можно привести схему, действовавшую раньше: сначала в населенные пункты поступали списки, через 2-3 дня средства, предназначенные для получения в населенном пункте, зачисляли вручную, затем подкрепляли их деньгами и выдавали. Технической возможности оперативного подвоза денег не было, они поступали только раз в неделю. Получается, что пенсии, например, выдавались только в течение пяти дней.
– Сроки мы сократили. Теперь пенсии в основных населенных пунктах выдаются на второй день после зачисления, в отдаленных – на третий день, – проинформировал глава областного филиала. – Подписаны договоры между нашей службой и областным управлением занятости и социальных программ для выплаты всех видов пособий, теперь в городах, районных центрах и на селе, по всем выплатам пособий мы являемся основным оператором. Большой проблемой для жителей отдаленных районов и поселков имеющих кредиты, была своевременная оплата кредита, и теперь автоматизированное почтовое отделение связи в поселке позволяет выполнить это обязательство.
Корреспонденция – минимальные сроки доставки
Доставка газет и журналов осуществляется автомашинами и железнодорожным транспортом – собственными вагонами АО «Казпочта». Сроки доставки, уверили нас, минимальные. Например, газеты и журналы доставляются во все населенные пункты в течение трех дней. На деле это выглядит так: в 5 утра, в день выпуска газет (областные, республиканские («Егеменды Казахстан», «Казахстанская правда») периодические издания забирают из типографии, доставляют их в районные центры, далее они следуют автотранспортом. А для тех изданий, которые печатаются в других регионах или в других странах, – сроки доставки естественно более продолжительные. Но с момента привоза к нам сроки доставки уравниваются.То есть, в самых отдалённых селах, таких как Кызан и Акшымырау их получают на третий день до обеда.
– Газеты и журналы жители области получают оперативно – насколько это возможно, в отличие от многих других областей, где сроки намного дольше из-за того, что нет такой распространенной сети отделений и из-за невысокой концентрации населенных пунктов, – отметил И. Сатыбалдиев.
Жалобы и нарекания
В последнее время по поводу качества, сервиса и оперативности работы сотрудников АО «Казпочта» жителями высказывается немало жалоб, поэтому директор филиала разъяснил некоторые моменты, которых не знают жители и обозначил решение проблем.
– Наша работа ориентирована на интересы клиента, именно поэтому приносить ту же газету и оставлять ее в двери, раз хозяев нет дома (равно как и почтового ящика), мы не имеем права, – разъяснил директор филиала АО «Казпочта». – Мы отвечаем за сохранность всех видов почтовых отправлений.
Почтовый ящик решил бы эту проблему, но таковых практически ни у кого нет. Также мы не имеем права, согласно нашим инструкциям и положениям Закона РК «О почте», говорить по телефону о поступивших посылках или деньгах. Мы вручаем извещение в руки адресату, оставлять его где-либо мы не рискуем, поскольку третье лицо может потребовать выдачи, аргументируя тем, что на данный момент документов у него нет. Что касается качества обслуживания – много нареканий пишут клиенты на наш сайт – в каждом случае надо вести предметный разговор. Возможно, сотрудники не могут сразу поднять телефон, обслуживая клиентов, возможно – они иногда сделают замечание по поводу забывчивости клиента (журналистам приводился реальный случай, когда клиент, пришедший получать две посылки, дал только одну квитанцию, а когда получил первую, вспомнил про вторую. Естественно, сотрудник почты, который мог принести сразу две посылки, упрекнул его, в ответ на что получил нелицеприятные эпитеты). Но в любом случае для нас самым больным вопросом является доставка почтовой корреспонденции непосредственно почтальонами, и мы принимаем определенные меры и пытаемся решить эту больную проблему.
Почтовые ящики
Не первый раз поднимается вопрос о необходимости установки почтовых ящиков. Возможно, акимату следует обсудить решение этой проблемы с руководством филиала АО «Казпочты», раз уж последнее является основным оператором по доставке корреспонденции. В идеале было бы неплохо, если бы изготовлением таковых занялось местное предприятие.
– Огромный поток документации связан с судопроизводством, – продолжил Ильяс Егизбаевич. – Это суды, связанные с банковскими кредитами, где очень важно присутствие ответчика, который по причине отсутствия почтового ящика мог не получить извещение или уведомление, а доказать это не может, потому что корреспонденция была отправлена обычным письмом, а не заказным. С нашей стороны меры приняты – мы официально объявили, что простые письма по судебным решениям принимать не будем, обслуживаем только заказные.
Кадровый «голод»
Численность жителей и площадь населенных пунктов постоянно увеличивается. Особенно быстро «растут» г. Жанаозен, Мунайлинский район и село Бейнеу. Протяженность последнего превышает 10 километров, а население – более 40 тысяч человек.
– Нас просят открывать побольше отделений и увеличивать количество почтальонов, – сообщил Ильяс Сатыбалдиев. – А нам не хватает квалифицированных сотрудников. Выше уже говорилось о том, что за прошлый год, если прибавить к общему количеству последнее отделение, открытое уже в январе, начали работу семь новых почтовых отделений, в том числе и новый Центральный операционный участок ( ЦОУ ) в первом микрорайоне г. Жанаозен. Раз открываются новые отделения, значит, нужно время сформировать штат. В то же время приходится отказываться от услуг работников, уже имеющих опыт. Так, уволены несколько сотрудников, виновных и причастных к присвоению денежных средств клиентов. От них мы добились признания и возврата средств. Но по решениям некоторых судей нам приходится восстанавливать их на работу, несмотря на такие грубейшие нарушения…
Говоря о планах и перспективах, было отмечено, что помимо автоматизации всех отделений, у «Казпочты» есть задача увеличить количество отделений связи и пост-терминалов. В текущем году планируется открыть пункт почтовой связи в с. Бейнеу, три отделения в г. Актау и Мунайлинском районе. Также акимат г. Жанаозен просит рассмотреть возможность открыть два отделения в г. Жанаозен – в поселке «Рахат» и в селе Тенге.