Прокуратурой города Актау в деятельности городского налогового управления и других уполномоченных государственных органов проведена проверка соблюдения и применения Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» (далее – Налоговый Кодекс) в части достоверности предоставления сведений в налоговый орган.
В ходе проверки выявлены факты указания недостоверных сведений о транспортных средствах при их регистрации сотрудниками управления дорожной полиции Мангистауской области, т.е. незаконное занижение объема двигателя 4 легковыхавтотранспортных средств с целью уменьшения налога на транспорт.
К примеру, в записи автотранспортного средства «ToyotaLandCruiser 100 GX» 2005 года выпуска, зарегистрированного 18.06.2008г. за гражданином Н., указан объем двигателя 2700 куб. см. Однако, при проверке номера двигателя (1FZ0644958) данного автотранспортного средства установлено, что его объем составляет 4500 куб. см.
По сведениям из базы данных налогового управления гражданином Н. произведен платеж налога на транспортное средство за 3 года с момента регистрации в органах дорожной полиции в размере 44 480 тенге, т.е. по заниженному объему 2700 куб. см. Тогда как при расчете фактического объема 4500 куб. см. гражданин Н. обязан был выплатить сумму налога с момента постановки на учет и по настоящее время в размере 766 872 тенге.
Из этого следует, что сумма налогообложения на данное транспортное средство была значительно занижена, из-за чего в бюджет не поступили платежи с учетом разницы уплаченного заниженного налога на сумму722 392 тенге.
Указанные факты не единичны и выявлены по нижеследующим автотранспортным средствам.
Гражданин А. («ToyotaLandCruiser 100 GX» 2002 года выпуска, зарегистрированного 09.12.2009г., двигатель№1FZ052483) указал объем двигателя 2800 куб. см, а фактически он составляет 4500 куб.см. Им произведен платеж за 4 года с момента регистрации в органах дорожной полиции в размере 72 596 тенге, хотя должно быть 550 621 тенге, в результате чего в бюджет не поступило 478 025 тенге.
Или еще один пример. Гражданин К. («ToyotaLandCruiser 100 VX» 2004 года выпуска, госрегистрация от 14.10.10г., двигатель №2UZ9132082) указал объем двигателя 4000 куб. см, а фактически – 4700 куб. см. Им произведен платеж за 1 год с момента регистрации в органах дорожной полиции в размере 29 680 тенге, а должно быть 414 218 тенге, в результате в бюджет не поступило 384 538 тенге.
Еще один обман выявили работники прокуратуры. Гражданин М. («ToyotaLandCruiser 100 GXR» 2003 года выпуска, двигатель №1FZ0644958) указал объем двигателя 3200 куб. см (фактически – 4500 куб. см). Им произведен платеж за 4 года с момента регистрации в органах дорожной полиции и уплачен налог в размере 99 441 тенге, хотя должно быть 823 626 тенге,в результате в бюджет не поступило 724 185 тенге.
Таким образом, из-за внесения сотрудниками дорожной полиции недостоверных и искажающих данных суммы налогового обложения на вышеуказанные транспортные средства были значительно занижены, из-за чего бюджетом не получены налоги на сумму 2 309 140 тенге.
Вместе с тем, изложенные факты указывают на то, что сотрудниками органов дорожной полиции вместо использования реальной возможности пополнения в бюджет определенной суммы налога на транспорт, своими незаконными действиями, напротив, уводят налогоплательщиков от налоговых обязательств.
Более того, в ходе проверки установлено, что в целях уменьшения налогообложения на транспортные средства с большими объемами двигателя, некоторые легковые транспортные средства (джипы)регистрировались по категории «D, т.е. как микро-автобусы, соответственно оплачивались налоговые обязательства по заниженным суммам.
К примеру, в сведениях имеется запись автотранспортного средства «ToyotaLandCruiser 200 GX» 2009 года выпуска, зарегистрированного 05.01.2010 года за гражданином Р., по категории «D». Однако данное автотранспортное средство не является микроавтобусом, а объем его двигателя составляет 4500 куб. см.
По сведениям из базы данных налогового управления гражданином Р. производился платеж налога на транспортное средство за 2 года с момента регистрации в органах дорожной полиции в размере 26 325 тенге, т.е. по категории «D». Тогда как при расчете фактического объема 4500 куб. см гражданин Р. обязан был выплатить сумму налоговых отчислений с момента постановки на учет и по настоящее время в размере 538 531 тенге.
Следовательно, сумма налогового обложения на данное транспортное средство была значительно занижена, из-за чего в бюджет не поступил налог на транспорт с учетом разницы на сумму 512 206 тенге.
Аналогичные нарушения законности имеют место по 48 транспортным средствам,т.е. автотранспортные средства (джипы) зарегистрированы как микроавтобусы, в результате чего сумма неуплаченного налога с учетом разницы составляет 19 835 115 тенге.
На основании вышеизложенного прокуратурой города Актау внесены представления об устранении нарушений законности в адрес начальника ДВД Мангистауской области и руководителя налогового управления по городу Актау.
Согласно представленному ответу УДП Мангистауской области, данные об объеме двигателя одного транспортного средства приведены в соответствие и ведутся необходимые действия по устранению других нарушений.
На данный момент по представлению прокуратуры города налоговым управлением по городу Актау в доход государства взыскано 657 641 тенге.
Кроме того, вышеуказанные факты зарегистрированы в КУЗИ прокуратуры города Актау, а собранные материалы направлены для проведения доследственных проверок в ДБЭКП Мангистауской области.
По их результатам было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.307 УК РК, которое находится на стадии расследования.
О.Кипчаков,
старший помощник прокурора города Актау
юрист 2-го класса