В новейшей истории Казахстана одним из первых документов, изданных Главой государства после обретения суверенитета, был Указ № 539 от 12 декабря 1991 года об образовании Таможенного комитета. Этот день является днем образования таможенной службы суверенного Казахстана.
К 1991 году социально-экономическая ситуация в Казахстане значительно ухудшилась. ВВП снизился на 12 процентов. На рынке нарастал товарный голод. Скрытая в прежние годы инфляция была готова вырваться наружу. В той ситуации руководству страны приходилось решать одновременно две важнейшие задачи. Необходимо было не только преодолеть этот кризис, но и начать строить свою самостоятельную экономическую систему.
Государственная экономическая политика должна была включать денежно-кредитную, налогово-бюджетную, ценовую и антимонопольную, инвестиционную, технологическую и таможенную сферы. Это требовало создания и развития новых финансовых и государственных институтов, в том числе и таможенных органов. По сути, пришлось их выстраивать с нуля, начиная с создания адекватной нормативно-правовой базы.
В настоящее время таможенными органами осуществляется контроль на восемнадцати автомобильных, пяти железнодорожных, двух морских, а также одиннадцати воздушных пунктах пропуска.
Общая протяженность таможенной границы Республики Казахстан составляет 7 390 км, из них сухопутная граница 5 390 км и около двух тысяч км – граница, проходящая вдоль береговой линии территориальных вод (охватывает побережья Каспийского и Аральского морей, берега реки Или и др.). Протяженность границы с Китаем составляет 1560 км, Кыргызстаном – 1070 км, Узбекистаном – 2310 км и Туркменистаном – 450 км.
Введение таможенных границ с сопредельными государствами бывшего Союза, задача обеспечить стопроцентное декларирование товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу Казахстана, потребовали создания широкой разветвленной сети таможенных учреждений как внутри республики, так и на ее границах.
Большая работа проведена по созданию надежного нормативно-правового фундамента таможенной деятельности. В 1995 году был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О таможенном деле в Республике Казахстан», который представлял собой качественно новый этап развития таможенной политики, проводимой государством, занимая центральное место в механизме регулирования таможенных отношений.
На тот момент, данный закон был объективен. Главный его принцип – «полицейское» администрирование со стороны государства. Это была жесткая, но оправданная позиция, поскольку грузы иногда шли вообще мимо таможни, и государство терпело колоссальные убытки.
Сейчас времена изменились. Современная таможня – это, по сути, сервисная служба для легального бизнеса, а не препятствие для него. Стремительные изменения в международной торговле потребовали гармонизации и упрощения таможенных процедур. Правительство в 2010 году инициировало и внесло на рассмотрение Парламента РК проект Таможенного кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан». Активное участие в работе над законопроектом принимали государственные органы, общественные объединения и организации, представители деловых кругов и международных экспертных организаций. Именно это позволило разработать нормативный акт, максимально отвечающий как интересам государства, так и непосредственно участников внешнеэкономической и иной деятельности, приблизить его основные положения к мировым стандартам и нормам.
Кодекс был подписан Президентом страны 30 июня и вступил в силу 1 июля 2010 года.
В кодексе заложены новые подходы к осуществлению таможенного контроля, оформления и администрирования. Во главу угла поставлены вопросы не столько взыскания платежей, сколько облегчения таможенных процедур, содействия развитию бизнеса и ускорению оборота товара при его перемещении через границу. Собственно, на этом сегодня строится современное таможенное законодательство всех развитых стран, и это одно из условий нашего вступления в ВТО.
Сегодня, оглядываясь назад, мы вновь и вновь переживаем в душе нелегкие годы становления таможенной службы Казахстана. Это были годы напряженного труда, потерь и приобретений, годы неизбежных в новом деле ошибок и радости новых открытий.
Так сложилось, что геополитическая специфика нашей страны отлична от других. Более 11,5 тысячи км границы в 1991 году таможенные органы охраняли самостоятельно. В среднем, на одного таможенника приходилось семь километров границы, в некоторых местах «дыры» между таможенными постами достигали 150 – 200 километров. Возникала тенденция роста напряженности как на российско-казахстанской границе, так и на южных рубежах республики, где большую опасность представляла широкомасштабная деятельность наркомафии.
Начинали буквально «с нуля». В местах пересечения границы основными автомагистралями ставили «чабанские» вагончики, устанавливали переносные электростанции. В срочном порядке шилась форменная одежда под цвет флага нового независимого государства. Остро стоял вопрос набора кадров, в стране не было учебных заведений по подготовке специалистов таможенного дела.
На современном этапе таможенный сектор находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в дальнейшем, уже осуществлено. Увеличение внешнеторгового оборота Казахстана, инвестиционная привлекательность, стабильность проводимых реформ в области таможенного дела, соответствие Таможенного кодекса нормам международных институтов подтверждает, что этот сектор Казахстана развивается успешно. А это одна из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного процесса по присоединению Казахстана к ВТО. Вступление Казахстана в эту организацию приведет к значительному увеличению внешнеторгового оборота, и для полноценной работы в рамках ВТО уже сегодня необходимо совершенствоваться.
В последнее время таможенная служба Республики Казахстан заняла достаточно активную позицию на международной арене, последовательно и планомерно проводится политика Республики Казахстан в области таможенного дела. Политическая стабильность, твердый курс на рыночные преобразования, развитие демократии, таможенное законодательство, отвечающее современным требованиям, высокий образовательный уровень предопределили создание благоприятных условий для международного сотрудничества. Свидетельством тому является то, что многие мировые финансовые организации предпочитают проведение мероприятий международного масштаба в Республике Казахстан.
Устойчивые позитивные тенденции сохраняются в реализации фискальных функций.
Доля поступления таможенных платежей и налогов в общей сумме налоговых поступлений составляет около 40%.
Динамичное увеличение поступлений таможенных доходов напрямую связано с ростом экономики в целом, взвешенной инвестиционной политикой, устойчивым ростом показателей чистых внешних активов государственного сектора и рядом других ключевых экономических факторов, способствующих росту внешнеторгового оборота и увеличению поступлений таможенных платежей и налогов. Имеет при этом значение и качественное улучшение уровня таможенного администрирования.
Важнейшей сферой остается ведение эффективной борьбы с экономическими преступлениями и правонарушениями, пресечение контрабанды товаров и транспортных средств, наркотических веществ и прекурсоров, оружия, боеприпасов, предметов, имеющих для республики культурную и историческую ценность и т. п.
Как отметил Глава государства, нельзя забывать, что доходы от незаконного оборота наркотиков как раз и являются главным источником финансирования терроризма и организованной преступности. Необходимо политическое взаимодействие на мировой арене, укрепление коалиционных начал в военном строительстве, коллективная борьба с терроризмом и экстремизмом.
Перед отделами кадровой работы и учебно-методическими центрами таможенных органов стоит задача по организационному и качественному процессу подготовки и переподготовки кадров, чтобы та или иная форма органически вписывалась в соответствующий этап деятельности государственного служащего, отвечая потребностям данной сферы и личности каждого сотрудника.
Оптимизация профессионального уровня сотрудников таможенных органов является одним из немаловажных факторов. Кардинально изменена система приема на государственную службу. На смену набору работников различной отраслевой направленности, во главу требований сегодня ставится наличие специального, экономического или юридического образования.
Большое внимание уделяется исполнению Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». Профилактическая работа по предупреждению коррупционных преступлений и правонарушений приводит к сокращению уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников таможенных органов. По всем поступающим жалобам и обращениям тщательно проводятся служебные расследования, виновные должностные лица привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
Первое, с чем сталкиваются люди, пересекая государственную границу, – это таможенные органы, или, как их называют, «визитная карточка страны». По материально-технической оснащенности таможенных постов, культуре обслуживания, уровню организации таможенного контроля, складывается представление в целом о государстве и его экономике.
Одно из ключевых мест в деятельности таможенных органов занимает автоматизация и внедрение современных информационных технологий. Этим должна обеспечиваться экономическая безопасность и переход на международные, цивилизованные методы работы таможенных органов. Современная таможня – это новейшие технологии, сокращающие время таможенного оформления и дающие максимальную достоверность сведений по перемещаемым товарам.
Комитет таможенного контроля проводит активную работу по налаживанию деловых отношений с предпринимателями и их общественными организациями. При центральном аппарате и в территориальных таможенных органах созданы общественные консультативные советы по таможенной политике, в состав которых вошли представители предпринимательских структур и их общественных организаций. Структура и отношения между членами консультативных советов построены на принципах партнерства и позволяют в более тесном взаимодействии решать проблемные вопросы в сфере таможенного дела. Регулярно проводятся «круглые столы» с участниками ВЭД, предпринимателями, брокерами и декларантами. Во всех таможенных подразделениях страны установлены круглосуточные «телефоны доверия», по которым можно сообщить о негативных фактах работы таможенных органов.
Для объективной оценки своей деятельности и изучения общественного мнения таможенные органы регулярно проводят анонимное анкетирование участников ВЭД, С этой же целью по заказу таможенных органов социологические исследования проводят и независимые службы общественных объединений предпринимателей.
За годы независимости Республики Казахстан таможенная служба была поставлена перед необходимостью в сжатые сроки развить систему таможенного дела до уровня международных стандартов. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что это удалось. Теперь идет поиск способов дальнейшего упрощения процедур, сокращения документооборота, совершенствования услуг, предоставляемых таможней, предпринимаются конкретные меры по созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.